Известный грузинский режиссер Автандил Варсимашвили по случаю Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, поделился своим видением того, как должен развиваться театр, чтобы зрители не теряли к нему интерес.
Варсимашвили является художественным руководителем Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А. С. Грибоедова, а также владельцем и художественным руководителем Свободного театра.
С прославленным режиссером побеседовал корреспондент Sputnik Грузия.
- Автандил Эдуардович, бытует мнение что за последние 20 лет театр сильно изменился. Если сравнить театр того периода, когда вы только пришли, и сегодня — насколько все изменилось?
— Театр постоянно меняется. 26 веков прошло с тех пор, как мир увидел первое представление. С тех пор постоянно говорят, что театр меняется и что он перестанет существовать. Говорят о его кризисе. Но вот уже 26 веков театр жив и жить будет. Театр все время доказывает, что он нужен человечеству. Человечество не может обходиться без театра. Это вечное искусство. Театр меняется потому, что точно отображает все происходящее в обществе. Поэтому, когда общество меняется, видоизменяется и театр. Говоря о том, каким был театр 10, 20 лет назад, мы говорим о том, каким было общество того периода.
— Нужно все время держать палец на пульсе зрителя. Тогда вы поймете, о чем должны говорить со зрителем. Он приходит в театр развлечься, отдохнуть. Но подсознательно, даже до конца не осознавая, он приходит чтобы получить ответы на волнующие вопросы. Современный режиссер должен угадать эти вопросы.
- Какие вызовы стоят сегодня перед грузинским театром?
— Перед грузинским театром стоят те же вызовы и проблемы, как перед французским или итальянским. Но для нас очень актуален вопрос финансирования. Это одна из самых больших проблем грузинского театра. Слава Богу государство уделяет время театру, но этих мер недостаточно. Хотелось бы увеличить финансирование. Чтобы государство, прежде всего, больше думало о театре.
— Этот вопрос остро встал передо мной сразу же, как только я пришел в театр. И произошло это 19 лет назад. Тогда мы с ректором театрального университета Георгием Маргвелашвили договорились создать русскоязычные группы. С тех пор было уже четыре выпуска, и мы создаем таким образом свои кадры. Поэтому такой проблемы перед нами на сегодняшний день нет. Отмечу, что к нам стремятся актеры со всего постсоветского пространства. Мы не можем принять всех, не решен вопрос с жилищными условиями. Но желающих много. Много желающих и среди грузинских актеров, владеющих русским.
- Вы упомянули молодых актеров. Как работается с актерами молодого поколения?
— Главное, чтобы актер был талантливый. В этом случае он всегда поймет режиссера и всегда пойдет за ним. И для меня нет такого понятия, как современный актер. Есть либо настоящий актер, либо муляж.
— Я всегда говорю: будьте внимательны к тому, чего хочет публика. Это не значит, что нужно потакать ей. Нужно прочувствовать ту боль, что есть в зрителе. И показать, постараться показать именно это. Люди ждут от театра ответа на мучающие их вопросы.
- Когда порадуете зрителей новым фильмом?
— Сейчас в связи с переходом Свободного театра в новое здание у меня совершенно нет времени. Даже пришлось отказаться от нескольких интересных проектов. Просто физически не могу думать об этом. Но обещаю, что в 2019 году я обязательно примусь за съемки фильма. У меня уже готов сценарий. Ситуация парадоксальная: есть материал, есть актеры, есть финансирование, но нет времени.
— В театр нужно обязательно ходить, чтобы обогащать себя. Театр обогащает. Он спасает вас. Спасает от быта, от этой паутины, в которой мы все погрязли. Он помогает быть лучше и очищает.