Часть лиц с ограниченными возможностями ограничены не только в действиях, но и в решениях. Им часто приходится отказываться от профессии своей мечты. Среди них, несомненно, есть несостоявшиеся талантливые музыканты, которые оставили бы след в мире музыки, если бы смогли играть на каком-нибудь инструменте.
Ученики десятого класса Тбилисской гимназии имени Сервантеса "AIA – GESS" Георгий Ригишвили (15 лет), Мариам Гамрекелашвили (15 лет), Георгий Барисашвили (15 лет) и Александр Каджая (16 лет) в Fablab-е "Технопарка" создали "Лазерную арфу". Проект интригует уже своим названием. Ребята рассказали Sputnik Грузия о своем проекте и о том, почему решили создать именно лазерную арфу.
"Объяснить работу лазерной арфы простыми словами невозможно. Но постараюсь сделать это максимально доходчиво. Схема лазерной арфы представляет семь лазеров, лучи которых направлены на семь фоторезисторов (это полупроводниковый прибор, изменяющий величину своего сопротивления при облучении светом — прим. ред.), включенных в электронный круг. При преломлении луча в результате интенсивности света на фоторезисторе меняется сопротивление фоторезистора, вызванное импульсом давления на него. Затем луч передается микропроцессору, который выпускает команду о воспроизведении того или иного звука", — сказала Мариам Гамрекелашвили.
Театр без границ: искусство на колясках покоряет Грузию >>>
Как рассказывают ребята, их объединило стремление и желание создать что-то новое. Некоторые из них даже собираются продолжить деятельность именно в этом направлении — изучать современные технологии, чтобы создавать новые проекты и делать жизнь людей более комфортной.
По словам учеников, на данный момент они создали лазерную арфу, но с помощью их устройства можно заменить ее любым струнным музыкальным инструментом.
"Я боюсь одна выходить на улицу" — люди с ОВЗ в грузинском обществе >>>
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире проживает порядка 600 миллионов человек с ограниченными возможностями. Среди них многие не могут нормально двигать кистью руки, и это мешает им заняться любимым делом.
"Они не могут нормально двигать пальцами, кистью руки из-за своей болезни. Сложнейшие функции, которые выполняет кисть руки, зависят от нормального функционирования множество мышц. У каждой мышцы есть свои кровеносные сосуды, питающие его и нерв, отвечающий за движение. Даже маленькое повреждение может ограничить движение руки. Впоследствии люди часто жалуются на то, что им не удается заниматься любимым делом", — рассказал Георгий Барисашвили.
Ребята вместе изучили этот вопрос, узнали, как часто многим людям приходится отказываться от мечты – играть на инструменте из-за своей болезни. А ведь музыка – это именно та сфера, которая может стать самой лучшей терапией на пути к выздоровлению. Именно после этого у школьников появилась идея создать лазерную арфу, чтобы хотя бы отчасти решить эту проблему и помочь лицам с ограниченными возможностями, особенно любящим музыку и отличающимся талантом в этой сфере.
"Мы решили создать такой инструмент, который дал бы возможность лицам с ограниченными возможностями не отказываться от своей мечты, от музыки. В этом случае они смогут играть на арфе и других струнных музыкальных инструментах. Цель проекта – освобождение лиц с ограниченными возможностями от механического воздействия", — Александр Каджая.
По словам грузинских учеников, инновационность проекта в том, что они смогли изменить лицо стандартной арфы. Вместо струн они использовали лазеры, которые упростят лицам с ОВЗ свое отношение к инструменту и дадут им возможность играть на нем.
Жизнь после страшной аварии — история тбилисской девушки >>>
Легким прикосновением можно изменить и тональность звучания инструмента. Также лазерная арфа отличается тем, что имеет многосторонние функции, которые дают возможность сыграть самую разную музыку. Например, можно звук арфы изменить звуком гитары, скрипки или любым другим музыкальным инструментом.
"Наш проект является одним из примеров того, что возможно осуществить обновление музыкальных инструментов и развить их так, чтобы все смогли играть на них, чтобы для всех они стали доступными. Думаем, что именно этот проект даст возможность многим талантливым людям, несмотря на проблему со здоровьем, играть на разных музыкальных инструментах", — заключил Георгий Ригишвили.
Ментором их команды является Александр Бегиашвили. В осуществлении проекта помог доктор технических наук, профессор и руководитель Центра виртуального моделирования и конструирования Давид Сонгулашвили. Над проектом ребята работали в течение двух месяцев.