На днях, читая прессу, обратил внимание: на грузинские СМИ накатилась очередная волна ажиотажа вокруг безвизового режима со странами Евросоюза.
Прошло более года с памятного весеннего дня, когда в медийный обиход вошло мудреное слово визалиберализация. Но ощущение, будто нами кто-то манипулирует, причем, очень искусно, исчезать не желает.
Сначала нас заставили нервно кусать губы: введут – не введут? Пресса, телеканалы обсасывали каждую случайно подхваченную в кулуарах фразу. Накал страстей зашкаливал. Честно признаюсь – лично мне не верилось. Слишком уж долго дразнили нас конфеткой, соблазнительно размахивая перед носом, но не давая откусить.
И вдруг границу открыли! Лети хоть в Париж, хоть в Рим. Без визы! Не то чтобы народ сломя голову кинулся расхватывать билеты на самолет – очень немногим это по карману. Тем не менее, радовались искренне.
За год, по официальным данным, безвизом воспользовались 192 тысячи граждан страны – это немногим больше 5% от всего населения страны.
Тем временем, само слово "визалиберализация" закрепилось на удивление бесконфликтно и прочно. С точки зрения грамматики и терминологии воспринимается оно, согласитесь, несколько коряво. Однако, как нельзя лучше — образно, емко и лаконично – отражает наши давнишние грезы о красивой жизни. Надо ж было изловчиться столь удачно придумать!..
Как и следовало ожидать, стараниями СМИ эта, по сути дела, контрольно-пропускная процедура немедленно переросла в крупное общественно-политическое явление. На котором скрестились не только перья, но и убеждения. А, скорее, псевдо-идеологические взгляды, поданные как убеждения.
Глава МИД: Грузия сделает все для сохранения безвизового режима с ЕС >>
Одни стали настойчиво нам внушать, что режим, открывающий возможность ездить в Европу без виз, даже если вы им не пользуетесь – великое благо. Способное в корне изменить всю нашу жизнь, наши представления о высших ценностях и т.д. Что касается ценностей низших – материальных – о них предпочли умолчать.
Другие ударили в набат. Кошмар! Через открытые границы, как сквозь решето, из Грузии начнет «утекать» население. Прежде всего, молодежь. Нельзя допустить такого «исхода»! Надо твердо отстаивать прежние ценностные ориентиры. Не уточнялось, какие именно. Но уже забытым «железным занавесом» это несомненно попахивало.
Я не претендую на оценку, кто прав больше и кто умнее. Позиции сторон исчерпывающе ясны любому, кого они волнуют. Непонятно лишь одно – какое все это имеет отношение к визалиберализации? То есть, к процедуре, согласно которой либо надо обращаться в иностранное консульство за штампом в паспорт, либо нет?
Лично для меня безвизовый режим – потенциальная возможность навестить друзей и близких, заброшенных судьбой в Европу. При этом не доказывая, что я не слон. Что на «диком» Западе не останусь и непременно вернусь в свою любимую Грузию с ее фресками эпохи царицы Тамар и Давида Агмашенебели…
Надо думать, примерно так же мыслит и большинство моих соотечественников. Во всяком случае, по завершении года стало очевидно – ничего катастрофического в связи с открытием границ не произошло. Мы не захлебнулись в грязных потоках прелюбодейства и разврата. А темпы сокращения численности населения по сравнению с предыдущим периодом даже чуть снизились. Иначе и быть не могло – все, кому надо было уехать, давно уехали.
Причем, в основном даже не в «классическую» Европу. По данным Pew Research Center, из покинувших за последние годы Грузию и проживающих ныне за рубежом 840 тысяч мигрантов – 450 тысяч обитают в России. Еще 160 тысяч – в некогда братских Азербайджане, Армении и на Украине.
Собственно в Европе бывшие грузинские граждане сосредоточены главным образом в Греции – 80 тысяч. Плюс 20 тысяч на Кипре. В Германии же и Италии – только 30 тысяч. Ну и еще 30 – в Соединенных Штатах, к старушке-Европе вообще отношения не имеющих…
Год без виз — в ЕС оценили безвизовый режим с Грузией >>
Оговорюсь – оценки сделаны на основе стремительно устаревающей официальной статистики. Реальная картина может оказаться хуже. Хотя принципиально проблема заключается в другом: почему люди уезжают? От чего-то бегут или вынужденно подыскивают для себя что-то вне родины?
Каждый вправе искать законный способ заработать на жизнь себе и своей семье. Все та же статистика убедительно свидетельствует: никто из уехавших с родиной не порвал и о близких своих не забывал. Уж что-что, а деньги в этом смысле – самый наглядный индикатор. За прошлый год только грузинские коммерческие банки и только с использованием электронных систем перевели в страну из-за рубежа 1,4 миллиона долларов США. Между прочим, это объем, адекватный почти трети доходной части Государственного бюджета.
Помимо того, не поддающиеся оценкам суммы передают с нарочными, попутчиками, знакомыми, водителями международных автобусов…
Готов с кем угодно держать пари: появись возможность аналогичные средства заработать на месте – не через месяц, так через год подавляющее большинство мигрантов возвратятся домой. А создай мы приемлемые условия для научно-исследовательской и творческой деятельности – вернутся все!
Это не голословные утверждения – я знаю массу людей, мыслящих подобным образом!
Сказанное подтверждает – если повод для споров и сохранился, он больше связан с проблемой низкого уровня жизни и дефицита рабочих мест в стране, нежели с визовым режимом. Но дебаты не утихают, ибо кто-то, будто специально, подливает масла в огонь, озвучивая очередное штормовое предупреждение.
Этой весной министр по вопросам интеграции земли Северный Рейн-Вестфалия Иоахим Штамп обратился к исполняющему обязанности министра внутренних дел Германии Томасу де Мезьеру. И призвал прекратить действие безвизового режима с Грузией. Герр Штамп обосновал это возросшим числом искателей убежища, часть из которых занимается "криминальной деятельностью".
Понятно, за министром Иоахимом Штампом числится право выражать свое авторитетное мнение. Однако смею предположить, что «криминальной деятельностью» занимается и часть немцев, часть французов, голландцев, англичан, итальянцев, испанцев и так далее. К тому же, понятия не имею, чем именно могла так приглянуться нашим гражданам именно земля Северный Рейн-Вестфалия? Сам я ни в одной из земель Германии не бывал, криминалом не занимался, убежища не просил.
И хотя под рукой нет конкретной статистики, осмелюсь предположить, что почти весь грузинский "криминал" рассеялся по миру еще задолго до введения визалиберализации. А у достойных внимания министра серьезных «авторитетов» наверняка имеются в наличии и паспорта других стран.
К тому же меня оскорбляет, когда в упрек мне ставят чужую вину и грозят коллективной ответственностью. Я не вправе заткнуть человеку рот и, раз он соотечественник, требовать, чтобы он не обращался к зарубежным властям с просьбой об убежище. Как не вправе навязывать зарубежным властям, кому это убежище предоставлять, а кому нет.
Тут трудно не согласиться с председателем парламентского комитета по интеграции с Европой Тамар Хулордава, заявившей: "Депортация тех граждан, которые нарушают визовый режим происходила раньше и будет происходить в будущем. Мы не должны удивляться таким фактам, и чрезмерный ажиотаж, думаю, не является правильным”.
Действительно, хватит меня шантажировать! То гладить по головке, и говорить, что я хороший. То вдруг безо всяких оснований всех граждан Грузии скопом выводить лицами потенциально “законоНЕпослушными” и грозить безвизовый режим отменить.
Обидно, честное слово!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.