Говорят, для того чтобы разочароваться в деньгах, их надо прежде заиметь. Справедливое утверждение. И поскольку до разочарований мне далеко, по деньгам я точно не эксперт.
А вот с табаком, точнее, с курением – дело обстоит иначе. Придерживаясь твердой позиции, я, тем не менее, прекрасно понимаю обе стороны. Потому как сам курил. Потом перестал. Не бросил – именно перестал. Ибо смысл процесса, или антипроцесса, раз уж всю жизнь перед этим грешил, не насиловать себя, а принять решение сознательно.
Мне лично просто надоело быть рабом собственной дурацкой привычки. Прожигать мягкую мебель, автомобильные сидения, скатерти и сорочки. Пускать на ветер вместе с дымом карманные деньги. А блуждая пальцами по клавиатуре компьютера, сожалеть, что природа обделила меня третьей рукой. Ну да, ведь тогда я бы мог одновременно и думать, и печатать, и держать сигарету…
Теперь мне третья рука ни к чему. Я не курю не из страха за здоровье. Не начитавшись жутких предостережений. И даже не проникнувшись заботой о комфорте окружающих, хотя этот довод, на мой взгляд, наиболее весомый. Потому что я не особо верю в убийственную статистику.
Которая, между прочим, утверждает, что каждые 6 минут в мире от никотина умирает один курильщик. Рядом, вместо минут, фигурирует уже почему-то 6 секунд. Впечатляет! Особенно когда за год уже называется цифра более 1 миллиона человек (что при элементарном пересчете не вяжется ни с одним из предыдущих показателей). Тем более непонятно, откуда взялись 11 тысяч ежегодно умирающих по этой причине в Грузии?!
Кто и как, простите, считал? Люди, к счастью, не умирают, задохнувшись табачным дымом. Косвенное же воздействие требует очень весомых аргументов, обоснованных научно. Которых никто не приводит. И даже не пытается сопоставить, во сколько раз агрессивней сигарет провоцируют канцерогены, скажем, отходы предприятий. Или автомобильные выхлопы. Кстати, запретить езду на автомобилях никому пока в голову не пришло.
Впрочем, не надо спешить с выводами и пытаться поместить меня в ряды поклонников никотина. Аргументы аргументами, а я никогда не испытывал восторга к средневековым медикам, боготворившим Колумба и усматривавшим в табаке огромные достоинства. В том числе медицинские. Хорошо помнил, как начинал курить сам. Противная горечь во рту, кашель, отвращение…
Поначалу приходилось себя пересиливать. Чтобы не сочли за "маменькиного сынка" — позорная участь подростка моего поколения. Хотя было ясно – считаясь обязательным ритуалом улицы, курение неестественно для человеческого организма. Для человеческой сущности. Поскольку – это слабость. И дело не только в горечи и кашле, но и в недостатке свободы выбора и воли.
Позиция моя исходит из того, что мне вообще претит пропагандистское лукавство. Внушение пусть даже полезных истин путем манипуляций. Упор на голые запреты и жесткая карательная практика, если только речь не об уголовном преступлении. А в антиникотиновой пропаганде цифры намешаны так, что невольно порождают сомнения.
Откуда, скажем, появились данные, что сегодня 57% мужчин в Грузии курят? И что наша страна по этому показателю едва ли не возглавляет мировые рейтинги? Поверьте, искал старательно, но в международных рейтингах Грузия вообще отсутствует. К тому же, признаться, я доверяю собственным глазам. В последние годы, забыв зажигалку, с трудом находил на улице, у кого прикурить. В отличие от юных лет. Теперь, как и большинство мужчин в дружеском кругу, вообще не курю.
С женщинами сложнее. Среди знакомых – курят почти все. И в скромные 20% мне как-то тоже не очень верится. Вообще данный феномен – не знаю, характерен ли он исключительно для грузинских девушек и дам – достоин, как мне кажется, специального изучения.
Сегодня – Всемирный день без табака, который впервые отмечается в Грузии в условиях нового антиникотинового законодательства. Дата, подкрепленная убедительными лозунгами. Разъясняющая, но не навязывающая. И никого не ущемляющая. Образец. Ибо любой закон способен работать четко, лишь комплексно вобрав и отразив права и интересы всех людей. То есть, образно говоря, оставив каждому по пути к цели небольшое свободное пространство.
Поясню на живом примере. Действующий с 1 мая запрет на курение в общественных местах наиболее строгие ограничения предусматривает для учебных заведений. Что естественно, и ни у кого вопросов не вызывает. Однако, скажем, в вузах, как ни верти, работают и курящие специалисты. Обладающие равными гражданскими правами с некурящими. Казалось бы, неразрешимый конфликт интересов?!
Нет. Оказалось – все проще. Один из знакомых владельцев частного университета, дотошный иностранец, внимательно ознакомился с требованиями. Не поскупился и в полном соответствии с нормативами обустроил в вузе специальное место курильщиков. Любопытно, сам он никогда не курил. Однако счел, что в демократическом обществе никто не может ущемлять права других.
Я полностью разделяю такую позицию. Выступаю за то, чтобы убеждать окружающих в непрестижности курения, в том, что оно унижает достоинство и волю. Но при этом не превращать человека в изгоя, тем более, не делать из него преступника. Десоциализация, пожалуй, одно из самых пагубных последствий борьбы с табаком. Это уже угроза не здоровью, а обществу.
Мне пришлось застать время, когда мужчины в Тбилиси (женщины – ни-ни!) массово дымили "Примой" и "Беломором" в автобусах, троллейбусах и трамваях. Странно, со временем это ушло, словно растворилось само собой, без особых карательных мер. Подтвердив, что курение – в гораздо большей степени вопрос культуры, чем медицины.
Я почти убежден, что уяснив всю низость раболепной зависимости от этой привычки, любой мыслящий курильщик внутренне созреет для того, чтобы от нее отказаться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.