Надпись на снимке гласила: "Поезд прибывает на станцию "Пионерская". Невольно приковывал взгляд крохотный паровозик. Настоящий, под парами, как в мультике. За ним – открытые вагоны с улыбающимися пассажирами. На переднем плане – стрелочник в пионерском галстуке. Сквозь плотную пелену времени пахнуло детством – железная дорога в парке Муштаид…
По правде говоря, внимание привлек не только паровоз. Фото М. Квирикашвили, 1947 год. Надо же! С Мишей Квирикашвили, добрейшим человеком, мы работали в газете "Заря Востока". Невысокий, как колобок, он, казалось, "прокатился" со своим фотоаппаратом через всю Грузию. Причем, не один раз. Но меня почему-то смутило, что человек, которого я считал товарищем и коллегой, начал профессионально заниматься фотографией, когда я еще не появился на свет.
Кто-то рассказывал, будто это было связано с Тбилисской станцией юных техников. Не уверен, сходится ли по срокам, однако именно там в свое время возникла идея создать действующий макет железной дороги. Кто-то из юных конструкторов размечтался: а если увеличить масштаб? Ну не в натуральный, конечно, размер, а так, чтобы можно было паровозиком управлять.
Было крайне неожиданно, когда идея, можно сказать, из области фантастики – детскую железную дорогу нигде в мире еще не построили – получила единодушную поддержку в верхах. Окрыленные энтузиасты уложились менее, чем за год. Не было отбоя от добровольцев из числа студентов и учащихся железнодорожных учебных заведений Тбилиси.
Малая Закавказская железная дорога торжественно вступила в строй 88 лет назад. Название, возможно, не совсем адекватное – всего-то 1200 метров рельсов с депо, одной станцией и двумя платформами. Однако дорога эта, начиная еще с этапа планирования, стала настоящей кузницей кадров для всей Закавказской магистрали. А, скажем, возглавлявший стройку студент IV курса Тбилисского института железнодорожного транспорта Г. Ахалкадзе впоследствии стал заместителем начальника ЗКВЖД.
Особенно примечательна судьба 10-летнего машиниста первого поезда Виктора Сокольского. Именно он управлял паровозом в день открытия в июне 1935 года, я, признаться, долгое время был уверен, что это пропагандистский трюк. Пока, уже в новые времена, не спала завеса сверхсекретности со многих выдающихся имен. Виктор Николаевич Сокольский в узких научных кругах считался крупнейшим специалистом по ракетному топливу…
Я еще раз взглянул на фотографию. Размытые картинки в памяти стали обретать более четкие очертания. Вход в парк. Откуда рукой подать до волшебного, но вовсе не игрушечного мира. Железная дорога – пусть детская, однако настоящая. С пыхтящим паровозом, тем самым, что на снимке.
А как я завидовал машинистам, стрелочникам, проводникам, дежурным по станции! Они ведь, как и я, были детьми. Только чуть постарше.
Железнодорожником я не стал. Однако судьба, наверное, не случайно забросила меня как-то в ведомственную железнодорожную газету. Правда, самую блестящую "карьеру" по "железнодорожной" линии сделал среди нас популярный редактор популярной когда-то газеты "Вечерний Тбилиси" Павел Васильевич Асланиди. В юные годы он "дослужился" до начальника Детской железной дороги. И очень этим, кстати, гордился.
Я знаком со многими коллегами, у которых с этой дорогой связаны интересные жизненные эпизоды. Подчас, смешные и даже анекдотические.
Мой старинный друг, ныне известный в России журналист и драматург, тогда только-только переехавший в Тбилиси, начал работать в "Заре". По роковому совпадению, как и он, мы, несколько его коллег, оказались на описываемом жизненном этапе свободны от брачных уз. Один, правда, был женат, но так давно, что не чувствовал себя обремененным.
Словом, нетрудно представить, как спаивалась наша дружба. Однажды после очередной бессонной ночи с алкогольными парами, философскими откровениями и крамольными политическими признаниями мы отправились попить свежего пива. Благо день был выходной и жаркий. Бар располагался недалеко от Муштаида рядом с пивзаводом. Уверяли, что пиво качают по трубе прямо оттуда.
Мы поднялись на открытую веранду. Очередь выстроилась длиннющая. Однако любые испытания, как известно, рано или поздно кончаются. Когда, наконец, отдающий синевой и изнемогающий от жажды будущий драматург поднес к губам выстраданную в муках кружку с ледяным напитком… раздался гудок проходящего рядом поезда. Он застыл и, не обнаружив в нас никакой реакции, побледнел, как полотно. Похмельная синева сошла с лица без участия пива.
"Черный бумер, черный бумер" в Грузии больше не в моде >>
— Слышали?!. — спросил он с непритворным ужасом.
— Что?— удивились мы.
— Поезд… В центре города… Кажется, меня занесло. Вы, ребята, как угодно, а я с завтрашнего дня завязываю!..
Сегодня железная дорога в Муштаиде работает как обычный аттракцион. Дети – только пассажиры. Причем, не они радостной толпой с нетерпением ждут поезда, как когда-то, а поезд дожидается их.
— Сколько рейсов в день? – спросил я кассиршу.
— Зависит от того, сколько наберется желающих, — грустно ответила она. – В погожие дни по выходным обычно раз пять.
Для сравнения: в день открытия Малой Закавказской железной дороги поезд проехал по маршруту 37 раз!
Прошлого не вернешь. И поезд как вид транспорта стал менее популярным. Закономерность?
Не знаю. По мне, так нет ничего лучше поезда. Особенно если дело поставлено на уровне и обеспечен комфорт. Сегодня железная дорога во всем мире вновь обретает свою нишу. Однако следует учесть, способность привлекать в эти профессии молодежь не рождается сама по себе.
В подобных условиях не надо особенно удивляться тому, что машинисты Тбилисского метрополитена вдруг потребовали повышения зарплаты. Спрос рождает предложение. Если полицейским, пожарным, врачам платят меньше, то, не исключено, потому что в полицейские, пожарные, врачи молодые люди идут гораздо охотней, чем в машинисты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.