ТБИЛИСИ, 19 июл — Sputnik. В Грузии главными источниками загрязнения воздуха являются ядовитый газ диоксид азота и твердые частицы, то есть пыль, заявил на пресс-конференции руководитель управления атмосферного воздуха министерства окружающей среды и сельского хозяйства Грузии Ноэ Мегрелишвили.
Основным источником накопления диоксида азота является автотранспорт. Чем более неисправным и старым является автопарк, тем острее стоит эта проблема, заявил Мегрелишвили.
Чхобадзе: как решить проблему загрязненного воздуха в Тбилиси>>
Что касается твердых частиц – пыли, основным ее источником является строительный сектор, также открытый грунт. Исходя из того, что газоном места покрыты довольно редко, источников пыли много.
"На остальной территории главным загрязняющим фактором является диоксид азота и твердые частицы, то есть, если сказать просто, пыль. Однако, это не совсем пыль. В непрерывном режиме мониторинга наблюдаем за очень маленькими твердыми частицами (PM 2.5) и за более большими твердыми частицами (PM 10)… PM 2.5 гораздо опаснее для здоровья человека, поскольку чем меньше частица, тем глубже она проникает в организм человека, в бронхи", — заявил Мегрелишвили.
По словам Мегрелишвили, к счастью, с маленькими частицами (PM 2.5) в Грузии не такая серьезная проблема, как с более крупными частицами (PM 10). Особенно, эта проблема остро стоит в Тбилиси. Самым загрязненным местом частицами PM 10 в столице считается улица Церетели. Что касается диоксида азота, то из 25-и точек Тбилиси в 20-и норма превышена.
В 2017 году высокий показатель диоксида азота был зафиксирован на тех территориях, где наблюдается интенсивное движение – это территория, прилегающая ко Дворцу спорта, на улице Меликишвили, около метро Исани.
Мониторинг качества воздуха ведет Национальное агентство окружающей среды. В столице размещены четыре автоматические современные станции мониторинга. Помимо этого, ежеквартально агентство проводит индикаторные измерения воздуха. Почти в 25 точках города размещаются соответствующее устройства, с помощью которых берут образцы, их затем отправляют в аккредитованную лабораторию Великобритании, откуда агентство получает данные.
Тбилисский транспорт будет принесен в жертву экологии?>>
Что касается сети мониторинга в других городах и регионах, она постепенно улучшается, отметил Мегрелишвили. В прошлом году установили станцию автоматического мониторинга в Кутаиси, станции мониторинга с 2016 года есть и в Батуми, Чиатура.
"Это очень сложный процесс, требует большого человеческого и финансового ресурса. Надеемся, что сможем исправить эту систему", — подчеркнул Мегрелишвили.
Мэрия Тбилиси объявляет войну пыли
Мэрия Тбилиси выступает за ужесточение действующего законодательства в вопросах загрязнения воздуха столицы пылью строительных материалов.
В частности, было заявлено о законодательных изменениях по правилам транспортировки и размещения строительных материалов.
"Есть случаи, когда большие автомобили со строительными материалами передвигаются открыто и без защитной сетки. Это также представляет серьезную проблему, это делает город пыльным, и потом этим воздухом дышат наши дети", — сказал мэр Тбилиси Каладзе.
Мэр дал поручение свои заместителям разработать соответствующие изменения в закон и представить законодательному органу, который, по словам Каладзе, готов к сотрудничеству.