Вам не доводилось обращать внимание на странную специфику грузинской деловой ментальности? Коммерчески успешными зачастую у нас считаются люди, умеющие нащупать нужные связи – что вполне естественно. И договориться, как… безнаказанно нарушить закон!..
Не обойти – потому что умело, ничего не нарушив, протиснуться сквозь объективные лазейки в действующих правилах считается фигурой высшего юридического пилотажа. Чего не скажешь о противоправных попытках игнорировать закон или отдельные его положения. То есть, договориться. Закрыть глаза. А если торг не выгорит, пригрозить гневными манифестациями.
Столь болезненную тему меня побудило затронуть сообщение о том, что Турция ужесточит правила пребывания в стране микроавтобусов с грузинскими номерными знаками – так называемых "маршруток". Точнее, за коммерческое использование на турецкой территории этой категории транспорта отныне будет взиматься штраф в размере 180 евро. Что, как вы понимаете, равносильно запрету.
Признаюсь, информация меня поначалу огорошила. Как, запретить?! Почему?! На голом месте!.. Сами, между прочим, беспрепятственно инвестируют тут у нас средства, строят коммерческие объекты, продают, покупают. Не говоря уже о том, что маршруткам с турецкими номерами никто по грузинским дорогам ездить не запрещал и не запрещает. Ни в коммерческих целях, ни в познавательных.
Сразу же оговорюсь: в отличие от некоторых членов общества, мне никогда не приходило в голову протестовать против присутствия в Грузии иностранного бизнеса. Я убежден, что экономическая восприимчивость и открытость – тенденция весьма позитивная. Однако, как видно, взыграли эмоции. Возмущению моему не было предела.
Тем более, оно, словно зерно, упало в благодатную почву. Подавляющее большинство пользователей Интернета солидарно настаивали на том, что грузинские власти обязаны дать адекватный ответ – ввести аналогичные ограничения. Высказывалось даже критическое мнение – мол, хватит быть такими податливыми и сговорчивыми!
Я с умилением вспомнил, как пару лет назад ездил с внуком в трехдневный тур по древнегрузинским памятникам в Тао-Кларджети. У нас был замечательный гид – историк из Ахалцихе, и опытный водитель-грузин, как выяснилось, попутно владевший небольшой транспортной компанией. Весьма достойная форма заработка. Вдобавок, как туристы, мы были обеспечены дополнительным комфортом: всегда удобней положиться на соотечественников, для которых твой язык – родной.
Тбилисский транспорт будет принесен в жертву экологии? >>
Вот только микроавтобус, на котором мы путешествовали, был с грузинскими номерами. И, как теперь выясняется, согласно турецким законам водитель наш занимался противозаконной коммерческой деятельностью. Просто никто тогда внимания на это не обращал.
Но вдруг обратили. В чем же все-таки дело? И почему грузинские средства массовой информации, обычно склонные сгущать краски, на сей раз (как, кстати, и грузинские власти) проявляли поразительную сдержанность?
Попробуем разобраться без эмоций. Они губительны, если вопрос касается бизнеса. И за подтверждением далеко ходить не надо. Оказывается, еще 30 июля 1992 году Грузия и Турецкая Республика подписали официальное соглашение "О международном транспортном сообщении". Микроавтобусы и минивэны среди транспортных средств, попадающих под действие документа, упомянуты не были.
Вспомнив, что это было за время, не спешите с упреками. Сомневаюсь, чтобы кто-то из сторон не внес нужную графу намеренно. Хотя бы потому, что на ее отсутствие никто не жаловался и не обращал внимания целых 26 лет! Пока не заметил кто-то из конкурентов, решивших извлечь для себя выгоду из допущенных огрехов.
Наиболее сильно забытая норма ударила по нескольким транспортным компаниям в Аджарии. Их минивэны ежедневно доставляли в Турцию и привозили обратно работающих там грузинских граждан. С 1 августа они остаются не у дел. А это десятки работников и члены их семей.
Владельцы и водители не придумали ничего действенней, как провести многолюдный митинг. Потребовали от турецкой стороны отменить ограничения, внеся коррективы в действующие правила, а также заявили о необходимости вмешаться в это дело грузинскому правительству.
Именно такое отношение к неприятной ситуации, дает богатую пищу для размышлений. Поскольку очевидно, что серьезный бизнес не должен строиться на стихийных, а тем более, организованных самими предпринимателями митингах и призывах о помощи.
Турецкие компании, по некоторым сведениям, уже предпринимают шаги, чтобы заполнить образовавшуюся нишу – обратились за регистрацией в Батумскую мэрию. Будем их осуждать? Но ведь это бессмысленно – конкуренция есть конкуренция.
Вам не кажется, что мы вообще зачастую ведем себя крайне непоследовательно? Возмущаемся, если власти пытаются плотно нас опекать. Однако собственными руками создав себе проблемы, начинаем к ним взывать. К примеру, сами неразумно берем кредиты, а потом, будучи не в состоянии за них расплатиться, обвиняем государство, требуя от него поблажек.
Тысячи грузин работают на чайных плантациях в Турции >>
Никто даже не желает задуматься, что брал взаймы деньги не у государства. То есть, не у нас с вами. Почему же считает, что справедливо расплачиваться за наш счет? Весь смысл частного предпринимательства в том, что в рамках закона оно полностью независимо. Так что, пора, наконец, научиться нести за себя ответственность, а не требовать исключительных условий. Особенно осуществляя коммерческую деятельность на территории другой страны.
Кто мешал, начиная бизнес, досконально изучить турецкое законодательство? Предварительно вникнуть в заключенные соглашения? Почему у многих наших "коммерсантов" виноваты всегда другие? К тому же, кто мешает и сейчас, вместо митингов протеста, заняться регистрацией своей компании на территории Турции?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.