Однако вопреки всем соблазнам, ее все-таки тянет в Грузию. В проекте Sputnik "Грузия глазами иностранцев" Вита рассказала, почему эта страна вызывает у нее безграничную любовь и восхищение.
"Начало" Грузии в жизни опытного путешественника
Грузия существует в моей жизни давно, просто появлялась она ступенчато. Изначально эта страна возникла из интересов в сфере культуры. Ни для кого не секрет, что во времена советского прошлого русская и грузинская культуры шли рука об руку. Примерно в 12 лет я заинтересовалась кинематографом. Тогда не было доступа к западному кино (если только на закрытых показах в Доме кино в Москве), зато всегда был доступ к грузинскому кинематографу. И мы смотрели фильмы, короткометражки, с тремя веселыми персонажами, которые либо рельсы уносили, либо квеври (глиняные кувшины для хранения вина — прим. ред.) выкапывали или наоборот закапывали.
К Грузии безусловный интерес был и из рассказов родителей. Мама часто говорила о своих тбилисских друзьях, а моего дедушку вообще называли грузином из-за яркой внешности. В общем это были семейные рассказы, благодаря которым интерес к Грузии все рос.
Прошли годы, и наконец я приехала в Грузию уже в сознательном возрасте, в прошлом году. В первые два дня я с тоской сидела в номере и думала, что в стране, в которой самое интересное — это вино и кухня, я не выдержу неделю. Тбилиси не впустил меня сначала. Тогда я сказала себе, что так не может быть. Собравшись, решила прогуляться по проспекту Шота Руставели, и первое, что меня удивило, это крошечные бронзовые фигурки, расставленные по всему проспекту: шарманщик, клоун, дама в шляпе… Вроде бы так просто, но тогда все, как в калейдоскопе, сложилось.
Своеобразным испытанием стала прогулка по улице Леселидзе. Мне ужасно не нравилось. Я не понимала, где я, что это? Это какой-то арабский район? Этакая Вавилонская смесь, где все куда-то спешат… А потом меня прибило волной к Сиони. На тот момент я не знала, что это одна из величайших святынь православия в Грузии. Была суббота, шла служба. Измученная жарой, осознала, что там прохладно, люди перестали меня раздражать… Я ни слова не понимаю по-грузински, но там просидела около получаса. Просто не могла сдвинуться с места, эдакий колодец времени… Вся эта мишура, суета куда-то моментально пропали.
Вообще, мне кажется, что Грузию надо воспринимать через критерий веры. Все остальное вырастает из этого, как цветок вырастает из корневища. Не могу отделить Грузию от христианства, у меня это не получится. Я все вещи воспринимаю либо с эстетической стороны, либо с точки зрения духовной. Грузия дает пищу и тому, и другому. После этого улица Леселидзе показался мне совершенно другим, очаровательным уголком.
В Грузии у меня возникает ощущение, что здесь ты проникаешь к истокам всего: веры, природы, кухни, сакральной архитектуры, то как она интегрирована в природный ландшафт.
Мне очень нравится это гармоничное сочетание древности и современности. Это и современность не синтезированная, и древность не такая, знаете, лапидарная. Это все очень естественно. Я даже могу представить в Тбилиси, совершенно легко, людей в этнографических костюмах, и это не будет смотреться ненатурально. Не могу представить себе такого в Москве, это будет нарочито. Это будет какой-то флешмоб.
Что касается веры, у меня было ощущение, что я попадаю в христианский прах — предшественник всего. Это кристально чистая религия, которая не замутнена наслоениями культуры, наслоениями штампов, запретов. Поэтому если ты хочешь увидеть такое очищенное православие, не замутненное, кристальное, то надо ехать в Грузию.
PR-советы для популяризации Грузии
Мне бы хотелось, чтобы Грузия была не то чтобы агрессивнее, а настойчивее в представлении самой себя. Грузия, она такая присыпанная какой-то виноградной пудрой, такая вот немножко сибаритствующая. С одной стороны, грузины — это невероятно духовные люди, а с другой — эпикурейцы.
Взгляд иностранца: 5 советов грузинскому бизнесу от московского маркетолога >>>
Я была в Алаверди, где мы проходили мимо виноградника, а я своего экскурсовода допытывала вопросами "Вино? Красное? А как делают?". Он рассказал мне о кахетинском способе производстве вина. Я говорю: "Ну, так надо же Грузии смелее выходить на винный рынок!" Можно произвести невероятный по качеству продукт, но необходимо его представлять, иначе о нем никто не узнает.
Чтобы подкрепить мысль, я расскажу историю о том, как угостила своих итальянских друзей Хванчкарой. Я специально налила вино и убрала бутылку. Они начали меня спрашивать: "Что это? Это сиракузское вино? Это наше Греко ди Туфо?". Я говорю им: "Нет, мои друзья, это настоящая грузинская Хванчкара!" Итальянцы, которые росли в Тосканском регионе, которые избалованы винами, были удивлены! Поэтому, я говорю, что это маркетинговый ход, в это просто надо вкладывать деньги, идти вперед. Вы смело можете соревноваться с винами на международном рынке.
Топ-5 бизнес-советов для грузин от влюбленной в Тбилиси москвички >>>
В Алаверди, в одном из храмов, меня посетила еще одна маркетинговая идея. Там нас встретил грозный монах. Фотографировать, конечно, нельзя. А я снова начала настырничать, ну почему нельзя "унести" эту красоту с собой? Человеческая память может подвести, а я такого зрелища не видела даже в Сиене. Почему бы монастырю не взять на себя труд и не сделать специальную фотосъемку с самыми лучшими видами, а потом напечатать? Это даст возможность покупать открытки, и я вас уверяю, что все, включая русских туристов, были бы счастливы купить снимки всего внутреннего интерьера ваших великолепных храмов. А деньги, которые Патриархия бы получала, отправляла, скажем, на реставрационные работы. Необходимо продвигать Грузию таким образом, она того стоит.
Почему русским туристам нравится в Грузии?
Здесь все-таки существует некий код памяти. Я прекрасно могу понять и оценить вот это подпадание под обаяние Грузии, которое нам известно с давних времен. Дюма писал свои записки-путешествия по Грузии, мы знали пушкинские воспоминания о Тифлисе или те же трагические истории Грибоедова, связанные с фамилией Чавчавадзе. В этом есть культурный код, который нам близок. Его вскрывать намного легче, чем вскрывать код, скажем, Франции, несмотря на то, что, идя по Тбилиси, у вас никогда не возникнет мысль: "Ой, смотрите, как похоже на Краснодар". Мне Грузия никогда не напоминала ни один из городов России.
Почему иностранцы переезжают жить в Грузию? Топ-7 причин >>>
Многих привлекает большое количество аутентичных вещей. Вот, едешь в Джвари, ты понимаешь, что это храм VI века, который не покрыт штукатуркой, в который не посадили современные светильники, в который не добавили современные иконостасы… А когда тебя везут во французский Каркасон, тебе продают крепость, которая была разрушена Симоном де Монфором до основания в XIII веке, а потом построена французами заново в XIX веке. Зачем что-то отделывать заново? Пусть лучше будет аутентичная стена. Декорации природы настолько ярки, что для этого особого воображения не нужно.
Грузия — не простая страна
Когда я летела обратно в первый год, мне было очень грустно, и я вообще подумывала о покупке недвижимости здесь. Грузия – не простая страна. Нельзя приезжать сюда с настроем туриста "все включено". Здесь надо быть гостем, а это совершенно разные понятия. Это совсем не примитивный город, где пару харчевен и свободен. Тбилиси не "впускает" сразу, сначала он тебя морочит, мучает…
Семь веских причин переехать в Грузию — рассказы иностранцев >>>
Он каждый раз открывается для меня по-разному. Вообще Грузия такая многослойная. Начиная от какого-то патриархального примитива, заканчивая сложнейшими эстетическими формами, причем там, где ты их не ожидаешь увидеть. Плюс ко всему это ощущение первозданности. Конечно, я говорю это с некоторой наивностью, и все схоластики, святые отцы скажут, что очень наивно говорить о первозданности веры. Но я так это воспринимаю.
Я просто влюбилась в этот город, он мой. Это как любовь — либо твое, либо нет. Я вижу здесь неприкрытую духовность, ничем не замутненную. Мне это очень родственно, мне это очень нравится.