Тимур Селиванов, Sputnik
Отношения режиссера Георгия Данелия и писательницы Виктории Токаревой похожи на грустную комедию, которых так много в фильмографии грузинского мастера. Вместе они написали сценарии к фильмам "Урок литературы", "Джентльмены удачи", "Совсем пропащий" и "Мимино". Токарева откровенно рассказала корреспонденту Sputnik об алкоголе, который положил конец их отношениям, и о том, что режиссер пообещал сказать ей после смерти.
Хохот вдохновляет
Первая встреча Токаревой и Данелия состоялась в Доме актера. Молодая писательница и молодой режиссер оказались за одним столом:
"Данелия был пьян до остекленения. Под столом он прижал ногу к моей ноге, и я удивленно посмотрела на него: друг другу одного слова не сказали, а он уже ноги двигает! Вскоре Данелия уехал домой на такси. Вот так мы и познакомились с мастером".
Второй раз Виктория и Георгий встретились по работе. На "Мосфильме" решили снять кино по рассказу Токаревой "День без вранья". Данелия был в простое, и его пригласили на этот проект как худрука. Он согласился поработать над сценарием и пригласил автора к себе домой.
"Дверь мне открыла его мама, Мери Ивлиановна, волшебная красавица-грузинка. Она обожала своего сына до безумия. И в дальнейшем я так и воспринимала Данелия — как предмет любви этой замечательной женщины", — вспоминает Токарева.
Мимино на пепелаце: коллеги Георгия Данелия — о том, как работал мастер >>>
Она сразу же заметила невероятный талант режиссера. Сценарии он не просто писал, а "говорил и показывал" — проигрывал некоторые эпизоды перед соавтором:
"Я смотрела на него, вытаращив глаза. Над особо удачными эпизодами я хохотала на всю квартиру, как курица, которая снесла яйцо, а его вдохновлял мой хохот".
Положительная девушка
Сценарий к "Джентльменам удачи" Данелия и Токарева писали уже в предчувствии любви. Виктория Самойловна признается: это было лучшее время в ее жизни, а может быть — и в жизни Данелия:
"В сценарий было вложено наше счастье, поэтому фильм и не постарел. Помню, я сказала ему: "Твой вклад в "Джентльменов" гораздо больше, чем мой", но он ответил: "Не в этом дело. Когда ты находилась в моем пространстве, я становился гениальным".
По словам Токаревой, жизнь Данелия омрачал алкоголь. Его сценаристы-соавторы — Шпаликов, Ежов — крепко пили и провоцировали пить и Гию. По сравнению с пьющими сценаристами Виктория — положительная замужняя девушка с ребенком — выглядела безопасно, поэтому мать Данелия советовала ему чаще работать с ней.
"Он не мог без меня работать — буквально. Гия писал со множеством грамматических ошибок. Однажды я не сумела прийти на работу, и он печатал сам. Когда я потом взяла этот листок, то у меня закружилась голова: никаких полей, ни справа, ни слева, и столько ошибок, что слов было не разобрать", — смеется сценаристка.
Начать сначала
Именно пристрастие режиссера к алкоголю разлучило его с Токаревой, она захотела освободиться от их отношений. Сотрудничество завершилось на фильме "Осенний марафон". И все же Токарева непрямо поучаствовала в фильме:
"Это был сценарий и личная история Александра Володина, но Данелия взялся за нее потому, что это была и его история тоже. Я — прототип любовницы главного героя, неточный в деталях. Героиня фильма — машинистка, а я писатель, она не замужем, а у меня муж и обожаемый ребенок".
Токарева признается: она попала в отношения типа "ни с тобой, ни без тебя" — и вышла из них, о чем не жалеет. А страдания и радость она смогла конвертировать в валюту своих произведений. Впрочем, соавторы до сих пор поддерживают связь:
"Гия звонит мне по три раза в неделю. Он тяжело болен, но его ум, его юмор все такие же яркие, глубокие. Я недавно сказала ему: "Наверное, мы встретимся с тобой уже на том свете", а он ответил: "Я подойду к тебе и скажу: "Давай начнем сначала".