Говорят, любовь к оперному искусству приходит сразу, с первого звука, или не приходит вообще. Так вот, ко мне любовь все никак не приходила — ни после первого, ни после второго, ни после третьего звуков. А в промежутке между этим была, кстати, оперная дива Монсеррат Кабалье.
Читайте все истории из цикла "Прогулки по Тифлису" >>>
Приехала она в Грузию для участия в грандиозном концерте, организованном основателем благотворительного фонда "Иавнана", известным оперным певцом Паатой Бурчуладзе. Причем, приехала не одна, а со своей дочерью, Монсерра́т Марти́-и-Кабалье́. И знаете, что врезалось из того концерта мне в память? Ее финальный выход. Когда под золотой листопад и яркий фейерверк зазвучала песня "Барселона" в исполнении Монсеррат Кабалье и лидера рок-группы "Queen" Фредди Меркьюри. А ведь мне искренне хотелось хотя бы раз зайтись в восторге от оперной арии. Как героиня Джулии Робертс из фильма "Красотка", чтобы прослезиться и нести восторженную чушь.
Тысяча и одна ночь в сказочном калейдоскопе
В то утро я выходила из дома по делам и не предполагала, что попаду в оперу. Спонтанно, без предварительного планирования и внутренней подготовки. Ведь настрой на серьезную классическую музыку, как ни крути, все же необходим. Без него слушать такую музыку, все равно что играть на расстроенном инструменте. Но у меня получилось именно так.
Я кружила по городу, когда позвонила подруга и пригласила на концерт в оперный театр. Концерт с участием казахского государственного академического театра оперы и балета начинался в пять вечера. Вход в театр желающие попасть внутрь застолбили задолго до начала действа. Погода как назло выдалась жаркая и погожая. Укрыться от палящего солнца не удавалось даже под театральным навесом. Арочный навес у оперного театра сплошь расписан и прекрасно сочетается с витражными стеклами стрельчатых окон.
Оконные проемы оперного театра напоминают чем-то узоры калейдоскопа, которые складываются при его переворачивании. Все зависит от угла зрения. Наконец дверь осторожно открылась, и народ, толкаясь, хлынул в узкий проем. Все то, что ты видишь по ту сторону стен, представляется декорацией к восточной сказке "Тысяча и одна ночь". Каждый зал, поворот – рассказ от Шахерезады.
История создания театра оперы в Тифлисе относится к середине XIX века. Случилось это следующим образом. Наместник императора на Кавказе граф Михаил Воронцов, стремясь к укреплению позиций и европеизации вверенного ему региона, решает строить в самом центре города оперный театр. Справедливо полагая, что Эриванская площадь в дальнейшем будет активно развиваться, строить было решено на ней. Планировалось построить одно здание и разместить в нем торговые ряды и театр. Что строить, было понятно, где – тоже уточнено, дело оставалось за малым – найти средства.
Проект получался дорогостоящим, посему Воронцов подумал о привлечении к строительству предпринимателей, которые оказались до ужаса инертны. И в конечном итоге, Воронцов обратился к одному состоятельному купцу – Гаврилу Тамамшеву. И тот за идею ухватился. Тамамшеву выдали бесплатно землю, на которой он обязался на свои деньги построить по плану, утвержденному графом, двухэтажное каменное здание для театра и караван-сарая. При этом театр должен был принадлежать городу, а караван-сарай и подвалы под ним – купцу. Строительство грандиозного строения заняло четыре года и завершилось в 1851 году.
Материал для оформления оперного театра главным образом был доставлен из Франции. Это цветной бархат, золотые и серебряные украшения, дорогие шелка, тяжеленная люстра. Проект оперного театра принадлежал известному архитектору итальянцу Джованни Скудиери. А художественными работами занимался Григорий Гагарин.
Тбилисский Хогвартс – обыкновенное чудо готики >>>
Театр по своему внутреннему убранству и экстерьеру получился настолько роскошным, что покорял даже самый взыскательный вкус. "За свою жизнь я видел почти все театры, но ни один из них по красоте не может сравниться с Тифлисским театром", — писал в книге "Путешествие по Кавказу" Александр Дюма.
Судьба театра-погорельца
Новый театр открылся грандиозным выступлением знаменитой итальянской труппы под руководством дирижера Барбьери. На сцене играли оперу "Лючия ди Ламмермур" Гаэтано Доницетти. За трехмесячное пребывание в Тифлисе итальянцы сыграли двенадцать оперных спектаклей. Кстати, пишут, что заморская труппа так долго и тяжело добиралась до Тифлиса, что чуть было не отказалась от этого рискованного предприятия. Но артисты вовремя сменили гнев на милость и кое-как доехали до Тифлиса.
Репертуар труппы был столь широк, а исполнение таким профессиональным, что тифлисская публика, падкая до высокого искусства, почти сразу же полюбила походы в оперу. Певчие по природе жители города распевали арии из опер на улицах.
Трагедия развернулась в 1874-м, когда неожиданно, во время оперы "Норма", театр загорелся. Потушить вспыхнувшее пламя пожарным не удалось. Сгорело практически все: и декорации, и реквизит, и нотная библиотека.
Конкурс на строительство нового здания оперы был объявлен только спустя два года. Выиграл его известный архитектор Виктор Шретер. За плечами у русского архитектора немецкого происхождения был уже солидный опыт. По его проектам построены театры в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде, Мариинский театр в Петербурге.
Строить тифлисский театр Шретеру поручают в мавританском стиле. Том самом, который знаком уже и нам, современникам. Новый, как его потом назовут Казенный театр, задумывается еще грандиознее первого. Строился театр медленно и скрупулезно. Проект рассматривался и утверждался в течение нескольких лет. Посодействовать в строительстве театра решил и композитор Петр Чайковский, приехавший в Тифлис к брату, служившему в нем вице-губернатором. Чайковский обратился к императору Александру III с просьбой выделить деньги на постройку театра. Наконец строительство завершилось.
Ария о разрушающемся Тифлисе: дом, где жил Чайковский >>>
3 ноября 1896 года театр открылся премьерой спектакля Глинки "Жизнь за царя". А потом наступили другие времена. Уже в советское время театру дали имя великого композитора, основоположника национальной оперы, Захария Палиашвили. И каждый театральный сезон начал традиционно открываться оперой Палиашвили "Абесалом и Этери".
Кажется, уж после таких перипетий театру бы пожить безбедно, но, как по злому року, он опять загорелся. Это случилось в 1973 году. Смутно помню, как меня-несмышленыша подняли в воздух и показали из окна дома в старом районе клубы дыма, поднимающиеся с крыши удивительного здания. В очередной раз весь театральный реквизит, декорации и все, представляющее ценность, было уничтожено. Понадобились годы для восстановления всего утраченного. Еще раз пострадал театр уже во время гражданской войны. Но, на удивление, отделался легкими ушибами. Была затронута лишь фасадная часть. В остальном, театр уцелел. Уцелеть-то он уцелел, но в театре уже наблюдался упадок. Ни премьер, ни спектаклей, ни благодарной публики.
Вторая жизнь и новомодные традиции
В 2010 году театр закрылся на ремонт. Средства на реконструкцию исторического здания выделил благотворительный фонд "Карту". Ремонт, который шел в театре шесть лет, обошелся фонду Иванишвили в 40 миллионов долларов. Реконструкция такого культурного объекта — дело нешуточное. Поэтому к почетной миссии подключили архитектора Лери Медзмариашвили. Того самого, который занимался его реконструкцией в 1973 году, после пожара.
Попасть в обновленный театр мне хотелось давно. Да все никак случая не представлялось. А тут один звонок, и я в обновленном Большом зале театра. Кстати, каждый раз, попадая в театр, я оказывалась в ложе. На сей раз мы уселись с подругой в партере. И вот с этого, оказывается, и начинается путь к пониманию оперного искусства. Объясню. Для меня, как оказалось, одним из наиболее важных моментов оперного искусства является драматическая игра исполнителей. Подозреваю, не только для меня. То есть, наблюдая с ложи за происходящим на сцене, я, конечно же, слышала голос, но не видела игры. Одним словом, эффект, как от спектакля, наблюдаемого с галерки.
А тут пятый ряд, до разворачивающегося действа рукой подать. Сцена оперного театра после реставрации модернизирована. То ли от того, что место дислокации у меня другое, то ли от того, что приобретена новейшая звуковая аппаратура, но звучание в опере сегодня отличное. Особый эффект добавляют направленные на артистов мощные проекторы и старинная, чуть ли не главная достопримечательность оперы — люстра. Это чудо, весящее 2600 килограмм, изготовлено из австрийского хрусталя по дизайну Нодара Эргемлидзе. Во время реставрации ее почистили.
Одним словом, близость к сцене, звуковая аппаратура и освещение сделали свое дело. Арии из опер Верди и Бизе в исполнении артистов-солистов оперной труппы и симфонического оркестра и хора прорвали мою внутреннюю оборону. Впервые за много лет ноты эхом отдались в недрах неизведанной души. Но, в первую очередь, это, конечно же, заслуга певцов.
Под занавес со сцены в исполнении казахских певцов полились арии из оперы Закария Палиашвили "Даиси" и любимое всеми "Тбилисо". И зал взорвался бурными аплодисментами. Овации не стихали долго. А потом Большой зал начал пустеть. Зато зрителями начали заполняться лестницы с роскошными люстрами, чудесно расписанный Красный зал, Голубой… После спектаклей люди прогуливаются по опере и делают фотографии. Теперь это новомодная традиция, вошедшая в обиход с реставрацией театра.