Алексей Стефанов
Георгий Цхвирава родился в небольшом городе Ржев, где его отец Зураб оказался по воле случая – приехал из Кутаиси в Москву учиться, окончил Тимирязевскую академию и стал директором колхоза под Ржевом. А мама Людмила в Ржев приезжала навестить маму. Там родители Георгия Зурабовича и познакомились.
Сын Зураба, внук Герасима
По окончании школы Георгий Цхвирава поехал покорять Москву – окончил сначала институт культуры, затем ГИТИС и начал колесить по стране, ставя спектакли от Южно-Сахалинска до Вильнюса. Девять лет назад он стал главным режиссером Омского академического театра драмы, но продолжает работать на театральных площадках Санкт-Петербурга, Саратова, Казани.
"Я очень люблю Тбилиси. Гоголис куча (улица Гоголя) – там, на привокзальной улице находится наш замечательный дворик, который я обожаю. Хотя постоянно в Грузии я не жил, приезжал только в гости. В Тбилиси из Кутаиси переехали ныне покойные бабушка с дедушкой, в Грузии живут две мои тети и огромное количество двоюродных братьев и сестер. Я постоянно с ними на связи с помощью скайпа и социальных сетей. Поэтому грузинский язык я понимаю, но не говорю. Только отдельные слова. Я все-таки грузин московского розлива", - говорит Георгий Цхвирава.
Своего сына Цхвирава назвал в честь деда Герасима, которого очень любил, а тот души не чаял во внуке. "Я считаю, детей именно так и надо называть - именами дедов, - говорит Георгий Зурабович. - Это отражает грузинское, кавказское отношение к детям ".
Есть даже семейная легенда, которая, скорее всего, правдива, хотя и звучит по сегодняшним временам фантастически. Георгию Зурабовичу ее рассказывали родители. "Раньше поезд в Тбилиси шел по берегу Черного моря и по пути делал остановку. Пока поезд стоял, я, тогда совсем малыш, захотел поиграть с камешками на берегу. Поезд уже трогался, а я закапризничал – хотел играть дальше. Тогда дед сказал родителям: "Вы езжайте, а я задержусь с Георгием". И пока я не наигрался, он просто никуда не двинулся. И только на следующем поезде мы добрались в Тбилиси".
Фамильные ценности
Георгий Цхвирава говорит, что фамилия никогда не мешала ему жить в России, а наоборот – даже помогала, хотя звучала и непривычно для уха жителя Ржева, Москвы или Санкт-Петербурга.
"Может потому, что я сам полукровка, для меня национальных проблем вообще не существует. Когда сын пришел и сказал, что хочет жениться на татарке, я сказал: это твоя жизнь, поступай, как считаешь нужным, мое дело – любить и помогать. А моя замечательная невестка уже в первый день сказала мне "папа". Всем надо в этом вопросе брать пример с меня", - говорит режиссер.
А вот происхождением своей фамилии Георгий Зурабович интересуется. После того как в Казани с ним захотел познакомиться дальний родственник.
"Я репетировал, когда вахтерша театра предупредила, что ко мне гость. Оказалось, мой полный тезка - Георгий Зурабович Цхвиравашвили, бизнесмен из Москвы. Интересовался, не родственник ли он мне. После этого я стал изучать историю нашего рода. И вот до чего докопался. В Грузии большое значение имеет, кто откуда. Мой дед из Рачи, носил фамилию Цхвиравашвили. "Цхвири" по-грузински – нос, а "швили" – сын, то есть "сын Носа", на русский манер – Носов. Я узнал, что кто-то из моих далеких предков откусил обидчику нос под Кутаиси и оттуда бежал в Рачи. Так моя фамилия и произошла, рачинцами мы стали, потому что предку нужно было где-то залечь на дно".
Между Омском и Казанью
Георгий Цхвирава уже много лет является главным режиссером Омского театра драмы, но он по-прежнему постоянно курсирует между городами и театрами.
"Сегодня режиссерская профессия на колесах. Я пять лет работал главным режиссером в Екатеринбургском ТЮЗЕ, пять лет был главным режиссером ТЮЗа в Казани, сейчас в служу в Омской драме. Когда ты становишься главным режиссером, то отвечаешь за театр, и это интересно. Но потребность ставить спектакли в других театрах остается, что я и делал от Южно-Сахалинска до Вильнюса", - поясняет режиссер.
В других театрах есть возможность обратиться к пьесам, которые не можешь поставить у себя в театре, объясняет он.
"Когда тебя зовут в театры, с которыми у тебя связи, ты не можешь отказать - ты любишь артистов, с которыми там работал, хочешь для них что-то сделать. Потом, один раз скажешь "нет", второй, - в третий раз не позовут. А мы - актеры, режиссеры - очень боимся остаться без работы. Если у тебя ничего не запланировано на ближайшее время, ты уже начинаешь нервничать, потому что кажется, что никому не нужен", - признается Цхвирава.
Со многими театрами Георгия Зурабовича связывает многолетняя дружба. В Саратове уже 14 лет идет его спектакль "Дядюшкин сон", сейчас он ставит там "Белую гвардию". В Воронежском Камерном театре Цхвиравой поставлено пять спектаклей, много постановок в Санкт-Петербурге.
"Петербург – еще и мой дом. Я считаю, что главный режиссер не должен сидеть в кресле. Когда я приглашаю в Омский театр других режиссеров, образуются окна, и тогда могу позволить себе уехать и репетировать в других городах", - рассказывает режиссер.
А в Казани, где живет сын с невесткой и внуком, в Камаловском театре Цхвирава поставил спектакль "Без ветрил" по комедии Карима Тинчурина, которую тот написал в 1926 году.
"Это такой татарский "Бег", пьеса о гибели старого мира, охватывающая начало ХХ века. Татарского языка я не знаю, но мне работается там легко, и это не первый спектакль, который я ставлю в казанском театре ".
Из шести спектаклей, которые Омский театр привез в Москву, один - "Три товарища" Эриха Марии Ремарка - поставил Георгий Цхвирава. Это один из самых кассовых спектаклей Омска. Режиссеру очень интересно, как его примет столица России.
По окончании гастролей режиссер первым делом поедет в Саратов, где продолжит работу над "Белой гвардией", а затем вернется в Омск. На февраль назначена премьера его постановки по рассказам Аркадия Аверченко "Альбом", а закроет сезон его чеховский "Дядя Ваня". После чего он, наконец, после долгого перерыва сможет посетить родные места, Грузию, которую он любит и считает второй родиной.