Едет, не подумайте крамольного, чтобы снять сюжет или репортаж про сбор урожая. Винный фестиваль – это практически уже сабантуй по этому самому сбору. У нашего брата во всей этой истории, как у Лукашина, одна простая задача – вернуться с этого праздника жизни невредимым. Но, по иронии судьбы, миссия эта оказывается невыполнима. Нет, а как прикажете работать, когда речь идет о беседе с владельцами виноделен?! Подходишь, завязываешь беседу, дегустируешь, дегустируешь и...
Начиналось с главного лакомства – пеламуши. Хотя нет, не так. Мы ведь чуть не свернули с половины дороги и чуть не пропустили все винные события дня.
Тбилиси, провожая нас в дорогу, хмурился. Будто из зависти, что проходит этот алкогольный шабаш не в столице, а в регионе Кахети, в грузинском городе Гурджаани. Шел мелкий пронизывающий дождь. А потом был туман, где-то на середине дороги. Притом настолько сильный, что, пробираясь сквозь его серую пелену, мы даже подумали развернуться и уехать домой. Хорошо, что передумали.
Королева бала и другие
Развернулся фестиваль в небольшом, но уютном парке Ахталы. Это в самом центре города. У входа в парк, в самом начале - экспозиция с макетом будущего винного университета. Филиал Кавказского университета примет первый поток студентов уже в 2020-м, сообщила молодежь у стендов.
"Уже весной нынешнего года начнется строительство вуза", - говорит девушка. Землю под строительство университета муниципалитет уже передал университету.
Первой серьезной локацией винного фестиваля стало место, где варилось любимое варево – пеламуши - кисель из виноградного сока и кукурузной муки. Кстати, в Восточной Грузии вместо кукурузной муки используют пшеничную. Мне, например, больше по вкусу последняя.
Чурчхела на сей раз была королевой бала. Ажиотаж вокруг любимого лакомства был вызван одним анонсом. Организаторы фестиваля обещали смастерить гигантскую, четырехметровую чурчхелу. Не вышло, длина любимого лакомства не дотянула и до двух метров. Но переживать по этому поводу было некогда. Народ брал нанизанные на нитку грецкие орехи и окунал их в пеламуши. Вкусное зрелище. Тут главное дождаться, пока "одетые" в пеламуши орехи обсохнут. Аромат так и щекочет нос.
- Чтобы пеламуши получился вкусным, варить его нужно не меньше получаса. И не забывайте при этом помешивать, - напутствует повар.
Выступления фольклорных ансамблей, стилизованные перфомансы, костюмированные представления грузинских фильмов, живые скульптуры, мастер-классы по керамике, спортивные состязания – программа фестиваля была настолько обширной, что требовала большой сноровки, чтобы поспевать на все мероприятия.
Прямо на поляне гончарный станок. Руки мастера ласково мнут глину и придают ей форму. Гончарное дело в Грузии было развито с древнейших времен. Из глины лепили посуду, кувшины для хранения вина, трубы, кирпичи. Что лепит женщина за гончарным кругом, читается пока неясно, зато удовольствие от процесса считывается с лица легко.
Идем дальше. Красочный прилавок с мягкими игрушками, сделанными собственными руками.
- Два года я этим занимаюсь, - рассказывает автор изделий. А до того я иголки в руки не брала. А потом случилось такое наитие. И пошло, поехало. Использую в основном фетровую ткань и синтепон-наполнитель. Материал выписываю по интернету. Ткань, которая имеется в наличии в наших магазинах, оставляет желать лучшего. Как можно мастерить игрушки из тусклой ткани?
- У нас много мастеров по прикладному искусству, - замечаю я. - И мастеров хороших, способных. Сложно, наверное, отвоевать себе место под солнцем?
- У нас своя ниша - детские игрушки, - отвечает мне моя знакомая. Есть у нас и своя страница в социальной сети Facebook. Мы как-то без продыху целый месяц работали – заказ такой поступил. Голову оторвать невозможно было.
Винный фестиваль – не первая выставка, в которой рукодельницы принимают участие. Девочки признают, что участие в них служит хорошим подспорьем в деле реализации продукции. Говорят и о том, что у туристов, покупающих игрушки, свои предпочтения. Например, туристы из Египта предпочитают игрушечных жирафов, европейцы останавливают свой выбор на каких-то инопланетных существах.
- Не думала, что когда-нибудь это станет моим делом жизни, - улыбается женщина.
- Ты покажи журналистке свои мозоли на руках, - настаивает сестра мастерицы, и женщина смущенно мне их демонстрирует.
Дегустация №1: Энкеноба
Движемся дальше. По пути встречаются персонажи из XIX века, позируют, кокетливо натягивая шляпы. Доходим до места, где проходит выставка-распродажа вин. В винном празднике, который развернулся в парке Ахталы, приняли участие до 80 виноделен. На фестивале была представлена продукция как крупных, так и малых виноделен из разных регионов страны.
- Уже третий год я занимаюсь производством вина, - рассказывает Лаша Гурули, владелец погреба "Энкени". Вы пробуйте, у него особенный вкус.
- Верю на слово, - отбиваюсь я пока уверенно.
- А вы не верьте на слово. Чтобы судить о вкусовых качествах, нужно хотя бы пригубить наше имеретинское вино.
- Имеретинское говорите, - задумываюсь я, вертя бокал.
- Район Терджола. Виноградники мне достались по наследству от отца. Квеври (глиняная посуда для хранения вина) в нашем марани (винный погреб) насчитывает уже 200 лет. Предки мои также занимались виноделием. Мы производим три вида вина: Цицка, Цоликаури и Цицка-Цоликаури. Для популяризации наших вин мы принимаем участие почти во всех фестивалях. Продукцию реализуем в тбилисских, кутаисских и батумских магазинах. За пределы страны вино не вывозили, хотя об экспорте в будущем, конечно же, думаем.
Вкус у вина и вправду особенный. Цицка характеризуется как аборигенный имеретинский сорт винограда. Как дилетант-дегустатор могу засвидетельствовать, в нем есть какая-то дикость и напор. Винодельня, производящая такое вино, носит название "Энкени". В древности месяц сентябрь называли на грузинском энкени. В деревне, в которой живет Лаша, ежегодно 26 сентября отмечают Энкеноба - праздник урожая.
Дегустация №2: Кахетинский бархат
Братья Георгий и Гела Хуцишвили родом из села Кисисхеви, муниципалитет Телави. Братья восстановили двухвековой винный погреб своих предков и начали разливать вино из своего погреба, дав ему имя погреба "Братьев Хуцишвили".
- Подождите, зачем мы столько говорим. Давайте лучше попробуем. Вот это "Саперави" полусладкое. Кахетинский вельвет, точнее бархат, - улыбается один из братьев Георгий.
- Так все же бархат или вельвет?
- Пробуйте и поймете – бархат или вельвет, - смеется Георгий.
Пришлось пробовать. К тому же, это был единственный из доступных способов согреться в этот ненастный осенний день. В винодельне производится пять видов вин в традиционных кувшинах квеври: "Ркацители", "Саперави", "Саперави Полусладкое", "Киси" и "Ркацители-Мцване".
Не успела я толком распробовать полусладкое саперави, как Георгий уже наполнил рюмку добротной чачей с ароматом тархуна. Очень люблю эту пахучую зелень. Потом дал в руки маленький буклет, рассказывающий о винодельне, присовокупив – вот, любите и жалуйте.
Дегустация №3: Французский акцент
Набрести в этом винном раю можно было и на вино, изготовленное в Грузии, но по французским традициям. Этот француз приехал в Грузию лет пять назад. Работал во французской школе педагогом французского языка. И в какой-то момент подумал, а почему бы не заняться еще и бизнесом в Грузии. Изготавливать вино он начал год назад. Мне при этом показывают бутылку, добавляя, что времени не хватило даже на изготовление внутренней этикетки, так спешили к фестивалю.
- Основным отличием вина, изготовленным по-французски, называют отсутствие квеври и тот факт, что французское вино отжимается только из зерен винограда, - говорит его грузинская помощница. - На вкус оно кажется более легким, но на самом деле это не так.
Подтверждаю, никакое оно не легкое. Сделаешь несколько глотков и поплывешь. В моем случае, поплывешь по волнам музыки грузинского певца Ниаза Диасамидзе. Кстати, последняя песня из его концерта, которым завершился фестиваль, исполнялась им на французском языке. Будто в унисон винным мотивам.
С 5 по 21 октября в Тбилиси и регионах Грузии проходят дни грузинского вина "Гвинобистве 2018", организованные Национальным агентством вина Грузии.