Восточная мудрость гласит, что смерть — это черный верблюд, который топчется возле дверей каждого человека. От приговора судьбы еще никому не удавалось убежать – ни облеченным чинами, ни без оных. Хотя были и такие везунчики, которым удавалось избежать непременной и неотвратимой смерти и вернуть свою славу. Такие примеры существовали и в грузинской действительности…
В 868 году, после смерти абхазского царя Георгия Первого, согласно царскому завещанию, трон должен был достаться его племяннику, малолетнему Баграту. Против завещания восстала царица, которая связалась с влиятельным феодалом Иоанном Шавлиани, устроила дворцовый переворот, у принца отобрали трон и вынесли смертный приговор. По приказу царицы, ее пасынка посадили в большой ковчег и выбросили в море. Но ловкий принц сумел освободиться из ковчега и выйти на сушу.
Баграт сбежал в Константинополь, а на абхазский царский трон взошел Иоанн Шавлиани. После смерти Иоанна царем стал его сын Адарнас. Шавлиани оказались довольно энергичными и бескомпромиссными правителями.
Они даже вступили в противостояние с византийцами и принялись проводить самостоятельную политику. Это вызвало сильное раздражение константинопольского царского двора. Поэтому император Леон Шестой послал в помощь Баграту войско, и тот после почти двадцатилетней паузы – в 887 году – вернул себе трон.
Адарнас Шавлиани потерпел поражение, и оно стоило ему жизни.
Везучий Баграт не удовлетворился отобранным у Адарнаса троном, он отобрал у покойного и супругу – женился на овдовевшей царице.
Петр I и Александр Багратиони: 10 бочек золота за свободу грузинского принца >>>
В 1223 году, после смерти Лаши-Георгия, царским венцом завладела его сестра – Русудан. Однако этого оказалось недостаточным для того, чтобы чувствовать прочность власти, поскольку у Лаши-Георгия остался малолетний незаконнорожденный сын – Давид.
И царица, чтобы проложить своему сыну (тоже Давиду) путь к трону, решила избавиться от племянника. Коварная Русудан отправила сына Лаши-Георгия к дочери Тамар, которая была замужем в Аконийском султанате, к тому же поручила его тайно убить. Однако Тамар не выполнила приказ подлой матери. Наоборот, двоюродного брата она приняла с открытой душой и берегла его и холила…
Непокорность дочери очень рассердила Русудан, и в гневе она оклеветала дочь. Написала мужу Тамар, румскому султану Кеихусреву Киасу эд-Дину, что он ослеп и не видит, как жена изменяет ему со своим двоюродным братом.
Разгневанный султан ворвался в покои жены, разбил иконы, жестоко ее избил и после долгих мучений заставил принять мусульманство. А ее прислугу приказал безжалостно истребить.
Что касается сына Лаши-Георгия, то, по приказу султана, его тоже жестоко пытали. А под конец, когда ему надоело глумиться над Давидом, он вынес ему приговор – утопить в море.
Но лодочники сжалились над принцем. Поэтому не утопили, хотя оставили в открытом море. Выброшенного на берег принца нашел один купец, выходил его и поставил на ноги. Однако спустя полгода люди султана все же добрались до Давида и доставили его к своему правителю.
Разгневанный султан наказал не только сына Лаши-Георгия, но и лодочников и того торговца, который спас мальчика.
Пять лет провел принц в заточении, и все это время о нем заботилась одна служанка по имени Сосана. Она приносила принцу в темницу пищу и воду.
Тем временем, Господь прибрал грешную душу царицы Русудан, сына которой еще при ее жизни отправили к хану, и о его местонахождении никто не знал. Страна осталась без царя, и тогда грузинские дворяне вспомнили о Давиде, сыне Лаши-Георгия. Чтобы его привезти, в султанат отправились Варам Гагели и Саргис Мтогвели.
Султан даже не предполагал, что грузинский принц все еще жив, однако служанка Сосана сказала об этом. Навзрыд плакали Варам Гагели и Саргис Тмогвели, увидев находившегося при смерти замерзшего, пожелтевшего, обросшего длинными волосами наследника трона…
Вся Грузия с радостью встретила грузинского принца, которого вскоре послали в Золотую Орду для утверждения царем. А там он встретил своего двоюродного брата Давида, сына Русудан. При дворе хана разразился спор о том, кому полагался грузинский трон. Хан утвердил царями обоих и отправил в Грузию.
Исторический парадокс: золотой век Грузии и тысячи грузин, проданных в рабство >>>
Царь Иберии Фарсман Первый посадил царем Армении своего сына Радамиста. К сожалению, Радамист оказался жестоким и безжалостным правителем, чем и воспользовался партийский царь Вологез Первый. Он напал на Армению и поставил там царем своего брата Тиритада. Грузины сдали Армению без боя, однако партиане остались там ненадолго. Вскоре там распространилась чума, продуктов остро не хватало, и Вологез был вынужден покинуть Армению.
Узнав об этом, Радамист снова завладел троном. Обозлившись на народ, он вел себя с армянскими подчиненными так, будто все они были предателями. Потерявшие терпение вооруженные люди окружили дворец. Радамисту только и оставалось, что вместе с беременной женой спасаться бегством.
Но преследователи их догнали, и, чтобы избежать унизительного плена, он беременную Зенобию сначала ударил кинжалом в грудь, а затем выбросил в реку Аракс.
Но Зенобии не суждено было умереть. Еле живую женщину нашли пастухи, спасли и привезли к царствовавшему в Армении Тиридату.