ТБИЛИСИ, 27 окт — Sputnik. Качество образования в детских садах Грузии практически на нуле, таковы результаты исследования Детского фонда ООН (UNICEF).
Воспитанники в детских садах не получают практически никакого образования из-за низкой квалификации воспитателей, которые чаще выполняют роль нянь, чем педагогов, отмечают эксперты фонда.
"Несмотря на то, что сегодня у нас есть новый образовательный стандарт, современные образовательные теории, они реально не осуществляются. Во многих районных администрациях, особенно в высокогорных регионах, нет информации и доступа к тем ресурсам, которые должны помочь педагогам осмыслить новый стандарт и применить его на практике", - заявила на пресс-конференции в Тбилиси специалист дошкольного образования UNICEF Анна Джанелидзе.
По словам экспертов, квалификация персонала детских садов Грузии очень низкая, у 44% воспитателей нет никакого отраслевого образования.
Эксперты фонда выяснили, что для 46% детей дошкольное образование недоступно, поскольку во многих селах просто нет детских садов. При этом приблизительно 30% детей в возрасте от двух до шести лет не ходят в детские сады только потому, что мест недостаточно. Такие проблемы в основном встречаются в городах.
Козман: как быть с ребенком, который не хочет в школу или детский сад >>>
Получить дошкольное образование не могут 50% детей из социально незащищенных семей. В случае детей с особыми нуждами, эта цифра намного выше. Для них в учреждениях дошкольного образования не адаптирована среда, а у педагогов нет соответствующей компетенции.
"Те дети, которые ходят в детские сады, сталкиваются с разными барьерами и не могут развиваться в инклюзивном образовании. У педагогов нет соответствующей компетенции, они не знают, как работать с такими детьми. Часто такие дети нуждаются в индивидуальном подходе, что не получается из-за перегруженности групп", - заявила Джанелидзе.
Эксперты также отметили большое количество детей в группах. В Тбилиси в одной группе встречается в среднем 39 детей, а в некоторых детских садах эта цифра достигает 60. Большое количество детей, безусловно, отрицательно влияет на качество образовательного процесса, уверены в UNICEF.
Исследование показало, что 62.5% районных администраций тратят меньше десяти лари (3,7 доллара) каждый год на одного ребенка на образовательные ресурсы (карандаши, бумаги и так далее). Некоторые из них тратят на это только 0.73 и 1.11 лари.
Показатели включенности детей (в возрасте 2-5 лет) в дошкольные учреждения в регионах страны и Тбилиси:
Регион | Показатель |
Тбилиси | 89.1% |
Гурия | 74.9% |
Имерети | 68.5% |
Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети | 67.0% |
Кахети | 65.2% |
Мцхета-Мтианети | 64.4% |
Самегрело-Земо Сванети | 64.2% |
Шида Картли | 63.4% |
Самцхе-Джавахети | 55% |
Аджария | 54.8% |
Квемо Картли | 50.1% |
В ходе исследования эксперты проанализировали пять направлений: доступность, персонал, образовательная программа, мониторинг и управление.
Эксперты фонда провели "Исследование качества образования дошкольного образования в Грузии" во всех районных администрациях страны (всего 64). Были опрошены 124 участника, среди них менеджеры дошкольного образования, воспитатели, спецпедагоги, психологи, методисты, родители, лекторы.
Детский фонд ООН дал рекомендации правительству для исправления ситуации в данной сфере. Эксперты отмечают, что важно принять меры для увеличения мест в детских садах страны, обратить больше внимания на детей из семей этнических меньшинств. Также эксперты считают необходимым срочно повысить квалификацию персонала, работающего в детских садах Грузии, сократить количество детей в группах и так далее.
Исследование было начато в прошлом году и завершено летом этого года.