В 80-е годы еще совсем мальчиком он ходил по церквям и с упоением рассматривал фрески. Однажды, ко всеобщему удивлению, в родном уголке предков – в Раче - в полуразрушенной церкви он обнаружил почти уничтоженную икону Божьей Матери и привез ее в Тбилиси. Сам он вспоминает об этом так: "Тогда все поразились тому, что я взял икону из церкви – дескать, за это Бог накажет. А я сказал Богу: "Главное, что Ты понимаешь, для чего я это сделал, а кто что подумает или скажет, мне все равно". Через три месяца обновленную икону я вернул в ту же церковь".
Герой этого рассказа – Бежан Энукидзе, которого в Германии знают под псевдонимом Be´shan. Его выставки там часто проводятся. Удивительно позитивный и мотивированный человек, поэтому он на всех этапах добивался намеченной цели. Будучи на четвертом курсе института иностранных языков, он уехал в Германию. Немецкий язык знал плохо, но мечтал стать писателем. Поэтому настолько хорошо усвоил немецкий, что позднее на этом языке издал сборник рассказов и роман.
Затем вспомнил детское увлечение и начал рисовать. Цель была достигнута и на сей раз – получил специальное образование и стал художником и арт-терапевтом. Любящих искусство северных немцев, пребывающих в эмоциональном кризисе, его построенные на эмоциях рисунки удивляют и восхищают.
С художником мы связались в Гамбурге.
- Вы в 90-е годы уехали за рубеж, и причина вашей эмиграции понятна. И все же…
- Как известно, мое поколение было избаловано хорошей жизнью, и мы гордились тем, что мы грузины. Потом все это разом закончилось, и остались лишь воспоминания. Уже стоял вопрос о выживании… К тому же я не хотел лучшие годы жизни проводить в стране, вернувшейся в темную, агрессивную и феодальную эпоху, и потому отправился в Германию. Было страшное разочарование, когда я понял, что мои представления об этой стране довольно далеки от реальности.…
- Что в вас изменила Германия?
- Не могу сказать, что Германия и ее так называемый педантизм во мне что-то изменили. В мире многие думают, что немцы очень любят порядок и очень пунктуальны. Это относится, скорее, к государственным структурам и деловым людям, а большинство простых людей так же опаздывают к назначенному времени и так же не выполняют обещания, как, скажем, грузины или представители других национальностей. Принципы и мировоззрение также не очень изменились… А вот мой подход к искусству и вообще творчеству стал иными. Это произошло в тот период, когда я учился в Гамбургском училище свободного искусства. Оно было основано Йозефом Бойсом, который после Второй мировой войны был самым известным в мире представителем искусства. Ему принадлежит высказывание: "Каждый человек – художник". В любом человеке изначально же заложен тот или иной талант, и если ему дать простор, то он всегда сумеет сказать свое слово.
- Порой даже элементарный случай меняет нашу жизнь. Можете ли вы вспомнить что-то из произошедшего в Германии, по поводу чего вы сделали важный вывод?
- Расскажу вам историю, которая не прошла для меня бесследно. 1993 год, я совершенно молодой, только что приехал в Германию. Принял участие в одном из конкурсов молодых драматургов, который был объявлен местным т. н. "Клубом львов", состоящим, в основном, из успешных и богатых людей. На немецком написал пьесу и отправил ее. Через два месяца пришел ответ, что эта пьеса выиграла один приз (конкурс состоял из нескольких призов). Меня пригласили на награждение в Южную Германию, в небольшой городок Франкенталь, где я получил приз и достаточно солидную сумму. Вдруг ко мне подходит руководитель "Клуба львов", ныне известный физик, и приглашает к себе домой. Я пошел. Он познакомил меня со всей своей семьей и после великолепного приема спросил, какие у меня планы на будущее. Я ответил, что жизнь покажет. И он предложил мне вместе пойти в гости к живущему недалеко тогдашнему канцлеру Германии Гельмуту Коллю, с которым он был близко знаком. Я задумался, а он продолжил: "К тому же, он хорошо знаком с вашим президентом Шеварднадзе. Вам могут открыться новые перспективы, в посольстве наверняка нужны такие молодые люди, как вы". В этот момент мне сразу ясен стал мой ответ: большое спасибо, но у меня свой путь, и я сам его пройду.
- Позднее не пожалели, что отказались?
- Ни на минуту не пожалел. Правда, последующие годы в Германии стали для меня очень тяжелыми и сложными. Эта история на том не закончилась. Через несколько дней "Клуб львов" прислал мне местную прессу, которая запестрила моими фотографиями и хвалебными словами в мой адрес, но всюду отмечалось и подчеркивалось мое иностранное происхождение. Это меня очень обидело – разве было необходимо так выпячивать факт того, что, оказывается, иностранец тоже может писать? Написал полное гневом письмо, что они допустили тем самым большую ошибку и обидели меня, назвал их расистами. И это окончательно закрыло для меня двери "Клуба львов". Знаю, что я поторопился и сделал это сгоряча, но, как известно, все, что ни делается, все к лучшему.
- Как сказал классик, "судьба – это характер". Какова жизнь, которую вы "создали" по своему характеру и природе?
- Я – человек очень подвижный, и не только физически, но и умственно. Все время стараюсь, чтобы обе стороны были друг с другом в гармонии. Для осуществления новых идей всегда нужны большая энергия и скорость. Воркшопы по живописи провожу дважды в неделю, стараюсь внедрять и развивать что-то новое. За этим следуют один-два дня лености, когда я стараюсь ничего не делать (ничегонеделанье – самое большое искусство). В этом мне очень помогает медитация… Люблю несколько часов погулять на природе – пешком или на велосипеде. В такие моменты ко мне приходят самые лучшие идеи, которые я, разумеется, тут же записываю.
Грузинское вино и искусство в Гамбурге
Одной из интересных идей Бежана Энукидзе был мастер-класс "Вино и искусство", проведенный в Гамбурге в августе нынешнего года. Его целью было, чтобы пришедшие гости попробовали грузинские вина из квеври и по их цветам, аромату и ощущениям что-то нарисовали…
- Вы довольны или счастливы своей нынешней жизнью?
- Я не всегда мог так сказать, но сейчас уже могу: я счастливый человек, поскольку занимаюсь своим делом, делом, которое люди ценят. Благодаря ему, могу жить так, как хочу и как всегда хотел. О чем лучшем еще можно мечтать?
Еще люблю путешествовать. В последнее время часто бываю в Лиссабоне, мне очень по душе этот портовый город и, в целом, Португалия. Удивительный народ португальцы - очень спокойный, добрый и безобидный, знают цену жизни и красоте. Там я отдыхаю от немцев и искусства.
Ностальгии у меня не было – всегда знал, что того Тбилиси, который мне запомнился, уже нет, а большинство моих друзей, как и я, покинули Грузию. Но, конечно, все равно скучал по Тбилиси, по друзьям и беззаботности, которая некогда в нас была…