Заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис провел вечер, посвященный 110-летию со дня рождения выдающегося дирижера Одиссея Димитриади. Родился и похоронен Димитриади в Грузии. В разное время он стоял у пульта Тбилисского государственного театра оперы и балета, Государственного симфонического оркестра Грузинской ССР, Большого театра России, Олимпиады-80, дирижировал Государственным симфоническим оркестром СССР, оркестрами Вены, Берлина, Праги, Будапешта, Бухареста, Софии, Буэнос-Айреса, Афин, Салоник и других городов.
Даже уехав на историческую родину, в Грецию, Димитриади надолго там не задержался и вернулся в родную Грузию. Похоронен в сквере Тбилисской оперы.
С Димитриади нас роднит многое
"Идея мемориального концерта принадлежала нашему талантливому пианисту Николаю Саввиди. В концерте приняли участие оперная певица Анастасия Михайлиди, а также скрипачка Ангелина Георгиади, виолончелист Андрей Рязанцев. У меня такие творческие люди вызывают огромное уважение. В России чаще встречаешь греков-предпринимателей, искусством занимаются единицы. И я очень люблю этих "сумасшедших" людей. Поэтому, когда Николай предложил мне вести вечер, я сразу согласился", - рассказал корреспонденту Sputnik Грузия российский актер греческого происхождения Эвклид Кюрдзидис.
С дирижером Одиссеем Димитриади Кюрдзидис не был лично знаком. В начале 1990-х годов он учился во ВГИКЕ, но "с утра до ночи был полностью погружен в профессию". С 1999 года начал активно сниматься в кино, играя преимущественно греков, французов, итальянцев и представителей народов Кавказа. И пути актера и дирижера так ни разу и не пересеклись.
"Обычно мне везет на знакомства с величайшими людьми, но с Одиссеем Ахиллесовичем не довелось встретиться. Я только слышал от людей, с которыми он работал и дружил, много хороших слов об этом великом дирижере. Но роднит нас очень многое. Мы оба родились в Грузии, только Одиссей Ахиллесович в Батуми, а я в Цалке. Мы оба греки. И наша профессия – служба искусству. Талантливых людей много, но не все добиваются тех высот, которых добился Одиссей Димитриади. Мне до него как до Эвереста. Он руководил оркестрами разных стран и был мега-личностью. Характер у талантливых людей обычно сложный, но не у Одиссея Ахиллесовича – это был добрейшей души человек, которого любят и ценят до сих пор", - говорит актер.
Эвклид Кюрдзидис поясняет, что греков в России осталось не так много (по сравнению с Советским Союзом). "Мы здесь малый народ, поэтому должны беречь такие имена. Если они живы, помогать, поддерживать, если уже ушли, то помнить".
"Сейчас по Первому каналу идет сериал "Желтый глаз тигра". Режиссер убедил меня сыграть в эпизоде одного грека. Прототипом моего героя стал Георгий Костаки – величайший коллекционер, который жил в Советском Союзе и, уезжая в Грецию, подарил Третьяковской галерее половину своей коллекции. И коллекция Костаки до сих пор украшает стены галереи. Для меня была честь воплотить, пусть в эпизоде, образ выдающегося коллекционера ХХ века так, чтобы о нем узнали и помнили", - добавляет Кюрдзидис.
По Грузии с Гузеевой и Нинидзе
Но не только образы греков близки Эвклиду Кюрдзидису, с удовольствием он играет и грузин, поскольку "не чужой для Грузии" и "интуиция сама подсказывает, как нужно построить образ". Так было в картине "От 180 и выше", где он сыграл Зурика, и в сериале "Одесса-мама", где актер перевоплотился в одного из советских воров в законе Дато Пачулия.
Из Грузии будущего актера родители увезли в четыре года. Но он приезжал сюда полтора года назад.
"В Грузии я оказался после долгого перерыва, благодаря приглашению актрисы Ии Нинидзе и ее проекту "Путешествие с небесной Ласточкой". Она пригласила двух друзей – меня и Ларису Гузееву, и больше недели мы ездили по городам Грузии. Были в Тбилиси, Сигнахи, Боржоми, Цинандали. Это было фантастическое путешествие. Ближние к Тбилиси города восстановлены, а Сигнахи – просто международный туристический центр. А потом мне сделали подарок – завезли в Вардзию и оттуда в Цалку, где я зашел в отчий дом, побывал на кладбище… Грустно было смотреть на греческие и армянские села в Цалкинском районе – они стоят в большинстве своем брошенными и в полном запустении", - вздыхает Эвклид Кюрдзидис.
В целом Грузия, по мнению Кюрдзидиса, не изменилась – все так же гостеприимна, щедра и хлебосольна, рада всем гостям независимо от национальности и гражданства.
"Я очень люблю грузинскую кухню и одновременно ненавижу, - сбивает с толку актер. - Люблю за то, что она очень вкусная и разнообразная, а ненавижу за то, что всегда объедаюсь и не могу встать из-за стола. Вот я прихожу к друзьям в грузинский ресторан, беру одно блюдо, и они тут же: "Ты в грузинском ресторане или нет?". И заставляют стол тарелками: "Пусть стоит!" И вот того по чуть-чуть, этого и все - остановить себя не можешь. Поэтому в Москве стараюсь избегать грузинскую кухню".
Среди самых любимых блюд Эвклида Кюрдзидиса цыпленок табака в классическом приготовлении, которого "не может испортить даже не очень талантливый грузинский повар, хотя таких, наверное, нет", хачапури – по-аджарски, по-имеретински, со шпинатом, кучмачи, хинкали, эларджи, пхали, рулетики из баклажанов с орехами.
"И мне нравится, что только в грузинской кухне зелень подают в нужных количествах. Зелень должна лежать на столе огромным пучком. В других кухнях ею только украшают", - отмечает актер.
Профессия, которая объединяет
Тбилиси Эвклид помнил по детским воспоминаниям. Поэтому в последний свой приезд изучал город, как в первый раз. Особенно актера впечатлил фуникулер, соединяющий центр города с парком на горе Мтацминда.
"Мне очень понравилось смотреть вниз на освещенный Тбилиси – это очень красиво, понимаешь, что это столица европейского уровня. Жаль, что не удалось попасть в кафедральный собор Грузинской православной церкви и встретиться с Патриархом Илией II", - отметил Кюрдзидис.
И добавил, что ему понравилось: в Грузии, как и в Греции, повсюду чувствуется дух православия. Вера у грузин, как и у греков, на первом месте, потом семья.
"А еще очень приятно было слышать, как мои друзья-грузины – Тамара Гвердцители и Ия Нинидзе говорили: "Ты же наш", - улыбается актер. - Я искренне желаю Грузии процветания. Политические игрища омрачают нашу жизнь, отношения между народами, но мы обладаем такой профессией, которая объединяет, мы общаемся, слушаем грузинские, русские, украинские песни и благодаря этому становимся богаче. Я, как грек, родившийся в Грузии и живущий в России, гораздо богаче грека, который живет в Греции и поет только греческие песни. И для меня была большая честь принимать участие в концерте, посвященном памяти Одиссея Ахиллесовича, напоминая о том, какое богатое наследство он оставил после себя народам Грузии, России и Греции".