В Тбилиси отцы для решения конфликтов со своими детьми часто обращаются к священникам, говорится в "Исследовании родительства, подростков и программ для их поддержки", опубликованном на сайте ЮНИСЕФ. Когда я прочла эту новость, серьезно задумалась. Смотря какие отцы, смотря кого опрашивали.
У меня верующее окружение и легко проверить, так ли это. На мой вопрос: "Ведете ли вы своего подростка с какими–либо психологическими проблемами к священнику?" большинство ответило отрицательно. Предпочитают решать все своими силами или обращаются к психологу в самом крайнем случае. Услуги психолога недешевы и явно не входят в сферу общей доступности для большинства населения. Единицы из моих респондентов ответили утвердительно, мол, решают подростковые проблемы со своими духовными отцами сообща и очень довольны результатом.
Давайте зайдем в первую попавшуюся церковь в любой воскресный день (даже не рассматриваю случай будней, когда в церкви несколько человек, преимущественно женщин среднего и пожилого возраста). Налицо будет основной костяк прихожан. Теперь посчитайте сами, сколько среди них подростков возраста 12+. Детей к причастию подводят много. Но возраст от года до 10-12 лет. Когда ребенок еще как-то управляем родителями.
Головная боль грузинских матерей >>>
Что же, ни у кого из той самой подростковой категории нет нужды общаться со священником за неимением духовных проблем, свойственных возрасту? Пройдитесь около любой школы и увидите курящих девиц как раз указанной возрастной группы. Не поленитесь и послушайте краем уха их разговоры. Не надо иметь психологическое образование, чтоб легко заметить: у подростков не все гладко, полно комплексов и прочих неувязок в поведении. Впрочем, так было во все времена.
Допустим, мне пришла идея решить какую-то проблему с моим сыном–подростком с помощью священника. Итак, я подойду к своему духовнику. Сперва мне придется его долго ждать в очереди, так как все хорошие духовники нарасхват и сами задыхаются от обилия взрослых духовных чад. Сколько сил мне потребуется удержать сына в общей очереди, чтоб он не удрал на улицу, ругая всех и вся. Выстояв несколько часов, а по-другому до священника не дойдешь, я все-таки попаду на желаемую аудиенцию. В лучшем случае она продлится несколько минут. Он благословит и пообещает молиться, скажет несколько слов парню, что надо молиться и слушать родителей. На длительные многочасовые разговоры не надейтесь. Вам просто не дадут такую роскошь. Сзади будут напирать еще ожидающие, и сам священник всегда стиснут рамками служебного графика.
Наша первая скорая, или Как работает государственная страховка в Грузии >>>
И потом сам, даже самый лучший и образованный священник вовсе не обязательно будет сочетать в себе талант психолога. В семинарии, как известно, детскую и подростковую психологию не преподают. Опыт общения с прихожанами, уже заточенными на восприятие определенной информации и общение с трудными подростками, для которых нет стабильных авторитетов, это обычно разные галактики. Потому так часто мне приходится наблюдать одну и ту же печальную картину. Дети, выросшие у верующих, воцерковленных родителей, с началом подросткового периода перестают посещать церковь, хотя родители исправно водили их на службы и причащали с младенчества. И вернуть их туда бывает довольно проблематично. Если они под действием каких-то жизненных обстоятельств не вернутся туда сами.
Чтобы священники могли плодотворно решать проблемы молодежи, для этого им нужны специальная подготовка и определенное время. За несколько минут, стоя у аналоя, перед потоком исповедников практически невозможно сделать то, зачем обычно ходят к официальным психологам на постоянные беседы.
В принципе я двумя руками за дополнительное общение священника и подростков. Пусть идут в школы и проводят там беседы с желающими. Но почему–то этого не происходит. Сама каждый день бываю в школе у сына, во дворе есть церковь, но местный священник заходил в школу один раз предложить миропомазание. Предположить, что ему нечем будет заняться в спецшколе как–то нелогично. Всем ученикам нужен психолог, и еще один помощник в этом благом деле будет не лишним. Однако этого нет.
Почему семьи живут без любви? Реальная история потерянных надежд >>>
Думаю, в других школах священники тоже бывают крайне редко в силу своей занятости. Хотя такое общение никому не повредит. Другое дело, что эти встречи должны быть продуманы и систематичны.
Часть опрошенных отцов считает, что жизнь в монастыре изменит поведение подростка и исправит его, утверждается в исследовании ЮНИСЕФ.
А вы были в монастырях? В реальности они малочисленны и не рассчитаны на большое количество паломников и трудников, их ночлег и кормление. Поэтому идея направить трудновоспитуемое чадо в монастырь на исправление сама по себе неплохая, но трудно реализуемая.
Потому утверждение о том, что "в Тбилиси отцы для решения конфликтов со своими детьми часто обращаются к священникам", носит очень индивидуальный характер. Что же касается перевоспитания в монастыре, то, возможно, имеются в виду единичные случаи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции