Я на встречу с этим домом шла давно. С момента, когда попала в соседний особняк Миловых, что расположен на противоположной стороне улицы. Сложно не приметить его: на балконной ограде профиль привлекательной дамы, неминуемо взглядом зацепишься. Говорят, портрет писался с супруги владельца дома – нефтяного магната, одного из самых щедрых меценатов своего времени, Александра Манташева. Я тогда пообещала себе, что вернусь, поброжу по знаменитому дому. Вернулась.
Сквозной выстрел и феномен нефтяного короля
Пощелкав затвором фотоаппарата снаружи, заглянула через стеклянную входную дверь внутрь. В парадной лестница, роскошная и широкая. Такие в барских домах строили, как бы подчеркивая принадлежность к сословию. Может, их возводили и без всякого умысла, только следуя архитектурным течениям и модным веяниям. Но смотрятся они все равно как-то выпукло и амбициозно. Как правило, это были мраморные ступени и кружевные ограждения лестниц с деревянными перилами.
В манташевском особняке все именно так, только какой-то лютый беспорядок наблюдается везде. Повсюду разбросаны бумаги, ящики, мусор, будто по зданию промчался смерч, сметая на своем пути все. Вглядываясь в глубину дома, замечаю окно. Оно на противоположной, задней стороне дома. Огромное, разбитое, походящее на выход в другой мир, на сквозной выстрел…
Поежившись, огибаю особняк, там заброшенная площадка, подхожу к этой дыре вплотную. Можно, конечно, рискуя изрезаться в кровь, перемахнуть через оконную раму и проникнуть в здание. Побродить по его коридорам. Добраться до кабинета Манташева, выхватить взглядом камин и направить на него фотокамеру. Он ведь небось в этом кабинете строил планы по покорению мира. Ну, ладно, не мира, но его огромной части.
На новогодний прием в императорский дворец в Санкт-Петербург в 1910 году были приглашены 20 самых богатых людей страны. Номера приглашений соответствовали их капиталу на текущий момент. На пригласительном билете Александра Манташева значилась цифра 13. Да, он, конечно, заботился о приумножении состояния и извлечении из бизнеса наибольшей прибыли. Но всенародную любовь Манташев заслужил не своими миллионами, а отношением к родному городу, его жителям.
Величайший дар филантропа, которым обладал Александр Манташев, превратил этого человека еще при жизни в легенду. Даже в масштабах Грузии Манташев построил и создал так много, что перечислить все его заслуги, без боязни упустить что-то важное, почти невозможно. Он построил торговую школу — сегодня школу номер 43, носящую имя Тициана Табидзе, выделил деньги на строительство Нерсесяновской духовной семинарии. Содержал самый крупный на всем Кавказе приют для сирот, выделил средства для строительства школы для слепых детей и до конца жизни заботился об их содержании.
Клуб 43 – тбилисская школа, в которой учились Окуджава и Таривердиев >>>
К списку построенного на деньги Манташева относятся также Торговые ряды близ кафедрального собора Сиони и доходный дом на Табидзе. И, конечно, конный завод и конюшни в Дидубе и первый телефонный кабель, положивший начало телефонизации города. Его протянули от дома Манташева в Сололаки к дидубийским конюшням.
Одним словом, заслуг перед городом у Александра Манташева неисчислимо много. Нефтяной король, как называли его современники, ушел из жизни в 1911 году в Санкт-Петербурге. Через пять дней после кончины гроб с его телом доставили в Тифлис. Похоронили его с женой в семейной гробнице Ванкского собора, который он отреставрировал при жизни. Храм был стерт с лица земли много лет спустя, по приказу Лаврентия Берия.
Суд над бунтарем, чудаком и мистификатором
Семья Манташева покинула Тифлис в 1920-м. Потом дом национализировали, и здание приобрело статус Дома работников искусств. Случилось это году в 1923-м. В этом статусе дом просуществовал солидное время, вплоть до развала Советского Союза. И за эти годы в его стенах, как вы понимаете, могло произойти многое. Но, обладая даже самым богатым воображением, сложно придумать нечто более невообразимое, чем история, о которой пойдет речь.
В этом здании судили самого известного бунтаря, чудака и великого мистификатора - режиссера Сергея Параджанова. Эта невероятная история случилась в 1982 году. Самому необычному режиссеру современности и смелому новатору грозило уже второе заключение. Первое он отбывал на Украине, по обвинению в мужеложстве. На сей раз ему инкриминировали дачу взятки. Якобы он "положил на лапу" ректору театрального института за поступление племянника.
"Он заразил меня собой" - друзья Сергея Параджанова вспоминают о гении >>>
Параджанов часто "вляпывался" в истории, после которых становился персоной нон-грата. Виной тому бывала прямота и откровенность, с которой он высказывался о творчестве, политике, искусстве и прочих вещах. Как говорил о нем один украинский критик, Параджанов был "опасно свободным человеком". Суд много раз откладывался: то свидетели не являлись, то Параджанов болел, то помещение не могли найти. По итогам, все залы суда были заняты, и заседание было выездное, в Доме работников искусства. Параджанова освободили в зале суда. Дали пять лет условно.
Сегодня проникнуть в этот самый "зал суда", в котором суд над человеком-праздником походил скорее на спектакль в нескольких действиях, конечно, можно. Только ведь за проникновение на территорию частной собственности можно и схлопотать. К тому же, особняк уже вторую неделю находится в центре внимания. Нынешний владелец здания, проживающий в Америке, выставил бывший дом Манташева на торги.
В связи с этим Союз армян Тбилиси распространил в СМИ Грузии специальное обращение. В нем говорится, что армяне города обращаются к руководству Армении – президенту Армении Армену Саркисяну и премьер-министру страны Николу Пашиняну - с настоятельной просьбой предотвратить окончательную утрату очередного мемориала армянской истории — тбилисского дома Александра Манташева.
Судьба знаменитого дома
- В статусе Дома работников искусств знаменитый особняк прожил до 90-х годов XX столетия, - рассказывает президент Союза армян Тбилиси Михаил Татевосов. - После приватизации здания в нем разместилась музыкальная школа грузинской певицы Медеи Дзидзигури. Музыкальное заведение просуществовало в этом здании ровно до ее ухода из жизни, в 1999-м. Один из моих друзей был соседом певицы. Он преподавал физкультуру в 112-й школе, в Нахаловке. От него я узнал, что у Медико обнаружили опухоль. А у меня были знакомые в Москве, они занимались разработкой препарата, который активно использовался для лечения рака. Достать это лекарство было тогда сложно. Я позвонил своему товарищу, и он мне прислал упаковку. А была она уже лежачей, болезнь обнаружили на последней стадии. Ей стало легче с этим лекарством, но жизнь спасти не удалось.
После ее смерти здание перешло в руки уже другого собственника, продолжает Михаил Семенович. Звали ее Тамрико. Она там организовала независимые профсоюзы работников искусств.
- В здании были какие-то кружки, воскресная школа, ресторан "In vino veritas". Много всякого тогда было в этом здании. Потом владелица решила здание продать. Его купили тбилисские евреи. Они попросили уйти из ресторана прежних владельцев, переделав его в кошерный, что, впрочем, не принесло им дохода. И заведение вскоре закрылось. Сегодня они живут в Америке. И если сами покупали дом за тысячи долларов, то сегодня счет идет уже на миллионы. Рыночная стоимость за квадратный метр в самом центре столицы растет. В среднем, она составляет 1500 долларов. Квадратная площадь каждого этажа (здание двухэтажное) составляет 1200 метров. В доме добротные, большие подвалы. И нет ни малейшей трещинки, из чего следует, что дом в хорошем состоянии. Стоимость здания возрастает и от того, что дом признан памятником исторического наследия.
Как говорит Михаил Семенович, покупатели на дом объявлялись не раз. Купить здание хотелось иранцам. Они собирались открыть там банк и использовать высокие, великолепные подвалы как хранилище денег. Из Турции инвесторы захотели открыть в нем казино, азербайджанцы думали, как сделать из дома бутик-отель.
- Идею будущего благоустройства этого здания я вынашиваю давно, - продолжает Михаил Татевосов. - В нем можно было бы разместить посольство Армении в Грузии. И местоположение, и площадь, и история дома подходят этому дипломатическому учреждению больше, чем его нынешнее здание в так называемом Собачьем переулке. Я в дом Манташева трех послов водил. Показывал, объяснял, предлагал выкупить. Все принимали предложение на ура. Но каждый раз дело расстраивалось.
Дом должен быть отдан под посольство или же стать центром культурно-экономических связей, заключает президент Союза армян Тбилиси.
- Второй вариант для меня более приемлем. И думаю, что и для спонсора также. В этом здании можно будет вести встречи, проводить переговоры. Мы должны спасти этот дом. Он должен быть сохранен как памятник истории. Отсюда и наше обращение к руководству Армении. Я понимаю, может быть, новому правительству Армении и не до памятников истории, тем более в Грузии. Проблем в самой Армении и так хватает. Но я все равно надеюсь, что будем услышаны.
Мемориальная доска с надписью, что в этом доме жил Александр Манташев, уже давно лежит на складе. Ее хотели было повесть, да выяснилось, что собственник почему-то опасается, как бы указание имени прежнего владельца на стене не помешало в продаже здания. Поэтому доска скромно ожидает своего часа, когда ее торжественно водрузят на стену исторического дома. А случится это в том случае, если дому даруют вторую жизнь. Ведь неодушевленных предметов и вещей не существует. И в холодных камнях тоже заключена жизнь…