Те, кто проживает в этой маленькой закавказской стране или знает о ней не понаслышке, понимает, что еда в быте грузинского народа занимает особое место. Очевидно и то, что разнообразные грузинские блюда не вызывали бы такого восторга, если бы не специи, или как их принято называть в Грузии, сунели.
То, что специи играют особую роль в грузинской кулинарии, а у гурманов пробуждают особые чувства к еде, 26-летний Георгий Гогия понял еще в детстве, но уже во взрослой жизни решил полностью познать секреты и особенности их изготовления.
Больше эмоций
Год назад Гогия вместе со своей супругой Надеждой Журавлевой решили заняться бизнесом грузинских специй.
"Я окончил факультет журналистики в Тбилисском государственном университете. После чего работал менеджером по продажам и маркетингу в одном из грузинских медиа-холдингов. Мне надоело работать в офисе, я хотел создать что-то такое, что смогу оставить после себя", - вспоминает Георгий свой путь становления бизнесменом в беседе со Sputnik Грузия.
Георгий уволился с работы в июне 2017 года. С этого момента они с супругой и начали работать над созданием нового бренда грузинских специй. На реализацию идеи было потрачено около восьми месяцев.
"Мы с Надей обратили внимание на то, что на грузинском рынке нет такого бренда специй, которые были бы не только изготовлены по традиционным рецептам, но красиво упакованы", - сказал он.
Первые сложности
Самым сложным, с чем пришлось столкнуться начинающим предпринимателям, было найти поставщиков грузинских трав.
"Мы потратили приблизительно четыре месяца на то, чтобы найти фермы, где производятся специи, а также технологов, которые делают вкусные сунели и прочее", - сказал Гогия.
В итоге, получилось найти таковых в регионах Имерети, Кахети и Самегрело.
"Мы делаем специи исключительно из сырья, которое растет в Грузии. Все наши поставщики находятся в отдаленности от автомагистралей, в экологически чистых местах", - сказал он.
Молодой предприниматель арендовал здание в Тбилиси, где расфасовывает уже готовую продукцию, которую доставляют из регионов.
Уникальный продукт без свинца
Главное в продукте – это упаковка и высокие вкусовые качества, считает Георгий.
"Наша продукция отличается от другой продукции данного типа, в первую очередь, внешним видом", - сказал он.
Однако отличительные черты на этом не заканчиваются. По его словам, они скрупулезно относятся к качеству и вкусу продукта.
"У нас есть шесть видов классических специй и два вида фирменных смесей для мяса и овощей. Например, у нас обычная кинза без каких-то примесей, она и без примесей удивительно ароматная. Вкуснее чем на рынке. Например, традиционная грузинская аджика должна быть с вяленым красным перцем, так делаем и мы. То есть, мы придерживаемся классических рецептов", - сказал он.
Каждая партия специй проходит фитосанитарную проверку, а также проверку на содержание тяжелых металлов.
Дело в том, что в июле 2017 года в Грузии разразился скандал по поводу возможного содержания свинца в специях. Изначально в соцсетях появилась информация о том, что Департамент защиты здравоохранения Нью-Йорка предупредил жителей США не покупать грузинские специи, в том числе сванскую соль, поскольку в них содержится свинец в большом количестве.
Позже к делу подключились специалисты Национального агентства продовольствия министерства сельского хозяйства Грузии. Они изучили 75 проб грузинских специй, в четырех из которых обнаружили повышенное содержание свинца.
"Проблема свинца вызвана неправильным хранением и производством. К примеру, кинза может расти у железной дороги, автомагистрали", - подчеркнул Гогиа.
Специи с историей
На сегодняшний день компания Георгия реализовывает более трех тысяч пачек в месяц. Помимо кинзы и аджики под их брендом выпускаются имеретинский шафран, уцхо сунели, хмели сунели, сванская соль, а также два фирменных микса – для овощей и мяса.
"В первый год нашего существования мы производили три тысячи упаковок в месяц. В этом году мы собираемся увеличить этот показатель до более чем семи тысяч пачек в месяц. На данном этапе у нас есть ресурс производить более 15 тысяч пачек в месяц", - сказал Георгий
Ассортимент и метод производимой продукции придуман неспроста. За каждым видом стоит определенная история, которая уходит в дебри бытия грузинского народа.
"За каждой специей стоит уникальная история. Они не созданы просто так. Этому всему способствовали исторические обстоятельства. Например, сванская соль появилась в Сванети потому, что сваны пасли скот в горах, и собирая провизию в дорогу, было важно сэкономить как можно больше места. Они перемешивали соль с другими местными специями и травами, чтобы в их в сумках все это не лежало по-отдельности ", - сказал Гогия.
Премиальные специи
Рынок специй в Грузии изучен слабо, считает Георгий, но, несмотря на это, данная сфера отличается высокой конкуренцией.
"На местном рынке оперирует множество производителей. Некоторые делают свою продукцию из дешевого сырья, завозимого из Турции, Китая или Индии, другие же предлагают потребителю продукт из более качественного сырья", - сказал предприниматель.
Но высокая конкуренция не помеха для развития компании Георгия и Надежды, так как они считают, что их продукция из-за высочайшего качества и привлекательного внешнего вида сможет сохранить высокие темпы роста продаж и в ближайшем будущем занять лидирующие позиции на местном рынке.
"Мы занимаем премиальную нишу и среди премиальной продукции мы не видим конкурентов. Однако если оценивать рынок целиком, то конкуренты есть. Наверное, всего есть пять-шесть игроков, которые производят специи в Грузии", - считает он.
В продолжение темы конкуренции на грузинском рынке, Гогия отмечает, что не так просто попасть на полки крупных сетевых магазинов.
"Главная сложность, с которой мы сталкиваемся, это, наверное, выход на большие грузинские продуктовые сети. Очень сложно вести с ними переговоры и добиться того, чтобы был рассмотрен твой продукт. Тем не менее, это возможно. Мы сейчас ведем переговоры с несколькими крупными сетями и дело медленно, но верно продвигается вперед. В скором времени наши специи будут представлены в одном из крупнейших аграрных магазинов страны", - подчеркнул Гогия.
Продукция, в основном, представлена в Тбилиси в туристических местах – в международном аэропорту Тбилиси и в чертах города.
"Мы все равно не воспринимаем туристов, как наш основной рынок сбыта. Наш основной рынок – это местное население. Мы стремимся к тому, чтобы они стали нашими покупателями. По нашим подсчетам, около 75-80% наших покупателей становятся нашими постоянными потребителями", - сказал предприниматель.
Грузинские специи помимо Тбилиси продаются и за рубежом. Главными почитателями специй являются литовцы, украинцы, а также россияне.
Что же касается вывоза продукции на экспорт в страны, непосредственно граничащие с Грузией, то экспорт в Армению, Азербайджан и Турцию пока не планируется из-за отсутствия интереса со стороны бизнеса.
Бизнес за 10 минут
То, что в Грузии делать бизнес легко и просто, не секрет. Об этом свидетельствуют и разные рейтинги, в которых Грузия из года в год уверенно продвигается вперед.
Все прелести простоты ведения бизнеса на себе испытал и Георгий Гогия.
"Начиная с регистрации, заканчивая ведением бизнеса, бухгалтерией и налоговыми ставками, со стороны государства совершенно нет проблем. То есть мы, как некрупная на данном этапе компания, не испытываем сложностей. Процесс регистрации нашего юридического лица занял буквально 10 минут", - сказал Гогиа.
По его словам, государство не создает бюрократических барьеров и сложностей для начинающих бизнесменов.
"Со стороны государства никаких сложностей нет. Никаких лишних регуляций или каких-либо проблем. Наоборот, я считаю, что в этом направлении у государства очень эффективная политика", - добавил он.
Единственное, что смущает – это наличие импортной продукции на местном рынке в больших объемах.
"В какой-то степени, эта проблема вызвана логическими причинами. Например, некоторая продукция в Грузии не производится в необходимом количестве, но в определенной степени есть какой-то фактор, который может ограничивать развитие местного бизнеса", - сказал он.
По мнению Георгия, стоит изучить опыт импортозамещения в других странах и сделать грузинский рынок более доступным для местной продукции.
"В некоторых странах существуют определенные регуляции, которые способствуют развитию бизнеса. Например, в Японии и в Соединенных Штатах. Несмотря на либерализм и высокий уровень демократии, существует практика лоббирования интересов местных производителей, как на техническом уровне, так и с маркетинговой точки зрения. Какая-то определенная доля продуктов в магазинах должна быть местного производства", - подчеркнул молодой предприниматель.
Гогия считает, что уже наступает тот период, когда необходимо развивать местное производство, потому что, это интереснее для Грузии, в первую очередь, экономически.