Начнем с того, что быть избранной к 67 годам в президенты Грузии, как оказалось, очень и очень непросто. Даже несмотря на огромный дипломатический опыт. Даже при однозначной поддержке правящей партии "Грузинская мечта". Даже при благожелательном отношении зарубежных мировых лидеров.
И это не только в силу того, что вообще непросто стать президентом. Тут сказывается и масса других факторов. До Саломе Зурабишвили ни одна женщина у нас на столь высокий и почетный пост еще не избиралась. И не только в Грузии – на всем Кавказе. Так что, она первая. До Саломе Зурабишвили на президентских выборах в Грузии никогда еще не возникала необходимость в проведении второго тура. Так что, это тоже впервые.
Наконец, мы уже, наверное, забыли, когда в последний раз нам предлагалось проголосовать за кандидата в умудренном сединой возрасте. В последние полтора десятилетия возрастная планка государственных мужей резко понизилась. Тем не менее, думаю, нет ничего плохого в том, что оказавшись за одним столом, скажем, с Терезой Мэй или Ангелой Меркель, наша президент будет восприниматься ими в качестве политической ровесницы. С вытекающим отсюда дополнительным ресурсом взаимопонимания и уважения, присущего людям одного поколения.
От тостов к делу: чего ждать после визита Зурабишвили в Армению >>>
Надо отдать должное тому, что избрание Саломе Зурабишвили, как и предшествовавший этому предвыборный период, послужили отправной точкой для небывалой активизации политических процессов в стране. Подали серьезный повод правящей партии для переосмысления своей политической ответственности. Подтолкнули общество и политиков к изменению баланса сил не только в оппозиции, но и внутри находящейся у власти команды.
Трудно сказать, насколько непосредственно сказалась тут роль самого нашего сегодняшнего юбиляра, но все комментаторы и политологи, не задумываясь, делят теперь новейшую грузинскую историю на два четко выраженных периода – до и после президентских выборов. Эти выборы стали своего рода водоразделом. В известной мере, зачатком новой политической эпохи в жизни страны со всеми вытекающими отсюда позитивными и негативными последствиями.
И вольно или невольно причиной всего этого стала вновь избранная президент. Которая, надо отдать ей должное, с молодым задором и энергией взялась за исполнение своих в значительной степени почетных, но весьма ответственных обязанностей.
Она уже успела нанести визит во Францию, где родилась ровно 67 лет назад. Побывала в Брюсселе – символической столице Евросоюза, посетила Германию. Навестила грузинских военных, находящихся с миротворческой миссией в Афганистане. Весьма достойно представляла нашу страну в Литве, Азербайджане, Армении. И это за каких-то неполных три месяца после инаугурации! Признаюсь, журналистам иногда бывает сложно за ней угнаться.
Питомец президента: Зурабишвили приютила бездомную собаку перед победой на выборах >>>
Однако ничего не скажешь – за спиной огромная школа. В чем, даже при расхождении во взглядах и мнениях, нет сомнений даже у ее самых последовательных оппонентов. Путь из Франции на историческую родину оказался длинным и тернистым. В разное время она работала на различных должностях в МИД Франции, в ранге третьего и второго секретаря посольств этой страны в Италии, Республике Чад и постоянной миссии в ООН. Четыре года занимала должность первого секретаря французского посольства в США. Была заместителем представителя страны в ЕС, руководителем Генерального секретариата национальной обороны. Между прочим, владеет шестью языками.
И вот, наконец, в 2003-м была назначена чрезвычайным и полномочным послом Франции в Грузии! Сбылась сокровенная мечта Саломе Зурабишвили. И в тот момент она даже не предполагала, какой зигзаг готовит ей ее весьма успешная и, казалось бы, вполне предсказуемая политическая судьба…
Именно тогда, 15 лет назад, жизнь и карьера дипломата фактически начали вдруг новый отсчет времени. Причем, в хоть и желанной, но изначально недостаточно знакомой среде. Можно сказать, в несколько ином цивилизационном векторе. С личного благословения тогдашнего президента Франции Жака Ширака она стала министром иностранных дел страны, с которой была прочно связана родовыми узами и славным прошлым семьи.
Пусть никому не покажется легкой судьба личности, родившейся на чужбине и подсознательно лелеявшей мечту вернуться к своим истокам, приносить пользу своему народу, от которого ни она, ни ее близкие никогда не отказывались. И к этому ее обязывали не только долг, совесть и честь, но и огромная ответственность перед своими предками.
Дед Саломе Иванэ Зурабишвили был членом первого независимого грузинского правительства в 1918-1921 годы. А знаменитый прадед – Нико Николадзе почитается в Грузии как выдающийся общественный деятель, основатель Потийского порта и инициатор строительства грузинской железной дороги. Между прочим, это еще и к тому, что трагизм истории прошлого века наглядно подтвердил: гены – фактор далеко не случайный. Они играют порой определяющую роль в написании летописи страны, нации, народа, определяя повороты и его судьбы.
Посетив в ходе визита во Францию принадлежащее Грузии поместье Левиль, Зурабишвили призналась: "Когда я была маленькая и мы иногда играли тут по выходным, я и подумать не могла, что в один прекрасный день вернусь сюда как президент".
Уточним: не решалась подумать. Вряд ли родившаяся во Франции грузинская девушка могла вообразить, что сбудется ее тайная мечта. Однако нет сомнений, что где-то в глубине своей души отчаянно надеялась на это. Верила…
И, наверное, это лучшая из всех возможных наград к очередному дню ее рождения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции