Похоже, пока лишь средства массовой информации уловили обозначившийся в общественном сознании опасный крен – от пассивного политического скептицизма к активному социальному протесту.…
"Собака лает – караван идет"
Обычно это выражение подчеркивает чью-то твердость, последовательность. Правда, в данном случае речь, скорее, о неуважительном отношении. "Резонанси" (29.03) цитирует председателя правительства Аджарии Торнике Рижвадзе. Так он назвал активистов общественного движения "Защитим старый Батуми", себя, понятно, причислив к каравану. Газета рассказала и о первых последствиях. Во время торжественного открытия обновленного здания Батумского драмтеатра, где присутствовали президент страны и премьер, на зал вдруг посыпались протестные флаеры. Далеко ли уйдет таким "маршрутом" караван – сказать трудно.
Министру здравоохранения Давиду Сергиенко на прошлой неделе тоже пришлось искать компромисс с объявившими забастовку социальными работниками ("Резонанси", 29.03). Острая нехватка кадров, низкие зарплаты. Договориться пока не удалось. Впрочем, министр – надо отдать ему должное – от оскорблений и обвинений воздержался.
А тут подоспели тбилисские таксисты со своей акцией. Регуляции в отрасли, безусловно, назрели. Хотя председатель ассоциации "Транспорт и дороги" Давид Месхишвили считает (29.03), что срочно перекрашивать автомобили в белый цвет – далеко не главное условие качественного обслуживания и безопасности. Можно добавить: почему именно белый?
Месхишвили, как и протестующие таксисты, почти убежден – новые регуляции вводятся лишь для того, чтобы крупные компании могли быстро захватить весь рынок. Беда в том, что водителям, выброшенным с него непосильными требованиями, никто альтернативы не предлагает. Между тем, частный извоз кормит сегодня тысячи семей – это сфера массовой самозанятости населения. Взвешенные решения требуют подобные особенности всесторонне учитывать.
Тем временем, тбилисский мэр – инициатор реформы, поспешил обвинить таксистов в политической ангажированности.
Простые смертные
"Если ты не представитель власти, то совершенно не защищен в этой стране", - поводом для подобного вывода журналистки Екатерины Басилая ("Резонанси", 29.03) послужила уголовная практика, при которой затягивается расследование фактов воровства имущества граждан. Впрочем, смысл статьи, безусловно, гораздо шире. На днях полиция оперативно задержала грабителя, ограбившего дачу министра экономики и устойчивого развития Грузии Георгия Кобулия. Оперативники, конечно, постарались, но общественная реакция оказалась далеко не столь однозначной. Люди, в том числе в социальных сетях, открыто высказывали возмущение: мол, раскрываются лишь дела, касающиеся высокопоставленных чиновников.
Более того, по "делу видеокадров", связанных со вторжением в личную жизнь депутата Эки Беселия, за 3 месяца задержано уже 20 человек. Но лишь тех, кто запись, говоря языком программистов, "расшерил", даже не ведая, что творит. К истинным виновникам никто пока и близко не подступился ("Резонанси", 28.03). Примечательно – видеокадры продолжали свободно распространяться и после арестов.
Подобное тоже способствует неблагоприятному социальному эффекту. Особенно, если кто-то из депутатов поднимает на этом фоне вопрос о повышении зарплат. И для сравнения приводит менеджмент коммерческих структур. "Ни одному из американских сенаторов и в голову не придет сравнивать свою зарплату с доходами голливудских продюсеров", - возмущается на этот счет лидер "Свободной Грузии" Каха Кукава (26.03).
"Обстановка настолько парадоксальна, что мы можем узреть невообразимые объединения"
Такого мнения в отношении возможной кооперации политических партий придерживается аналитик Арчил Гамзардия ("Квирис палитра, 25-31.03). Примером могут послужить "Европейская Грузия" и "Новые демократы". В прошлом непримиримые противники выставили в Мтацминдском округе общего мажоритарного кандидата в депутаты – Шалву Шавгулидзе. Свидетельство того, что оппозиция стала смело апробировать нестандартные тактические ходы.
Бывшие соратники Саакашвили нашли новых союзников к выборам >>
В частности, "еврогрузины" решили не выставлять своего кандидата в мэры Зугдиди, рассчитывая уступить часть электората "Национальному движению". Целую неделю обсуждалась возможность выставления националами кандидатуры Сандры Рулофс. Не на шутку встревоженная "Асавал-Дасавли" (25-31.03) даже поместила на первой полосе шапку: "Зугдиди, не делай этого!".
Протест за протестом
Протестующие таксисты. Решительно настроенные общественные защитники старого Батуми. Даже бастующие госслужащие в лице социальных работников… Все в течение одной недели, не говоря о акциях локального характера.
Наслоение социального протеста на политический – это крайне нежелательное, надо заметить, сочетание. Опасное. Даже взрывоопасное, если компоненты смешать в критической пропорции.
Тем более, подобные выступления наделены одной характерной чертой: они легко порождают бесконечную цепочку протестов, называемую в политологии "принципом домино". Чего как раз больше всего и опасается эксперт Сосо Цинцадзе ("Ахали таоба" 29.03).
Потому что тогда в большую политическую игру вступят силы, стоящие на крайних полюсах и лишь дожидающиеся подходящего момента. А это, как мы знаем по собственному печальному опыту, ничего хорошего ни нам, ни стране не сулит…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.