Дата премьеры уже определена – 18 мая. За постановку взялся известный режиссер Давид Мгебришвили, в интервью Sputnik Грузия он рассказал о готовящейся премьере.
- Вы рискнули выбрать культовое произведение – "Калину красную". Ваша трактовка будет соответствовать шукшинскому, так сказать, направлению или мы увидим новое понимание знакомой повести?
- Надеюсь, что в нашем спектакле будет новое понимание. Вообще любой спектакль ставится именно с такой целью. "Калина красная" - больше, чем культовое произведение для Советского Союза. Это культовая тема, которая была очень популярна в 1960-е годы в кинематографе "новой волны". Например, фильм "На последнем дыхании" Жан-Люка Годара построен на идентичном "Калине красной" сюжете. Райнер Вернер Фасбиндер очень ценил фильм Шукшина, восхищался им, "Калина красная" была одной из самых любимых его картин. Наверное, впервые в советском кино тех лет на экран была вынесена внутренняя реальность. Шукшин сумел это сделать, благодаря своему характеру и творческому взгляду на кинематограф, на отношение к своей стране. Не скрою, это произведение очень сложно ставить. Ты сразу же становишься заложником, если не жертвой, гениального фильма. Но есть какие-то пути, лазейки, которые можно использовать, и мы взялись за это дело.
- Так все-таки почему именно "Калина красная"?
- Может быть, я ошибаюсь, но в замечательных пьесах Шукшина слышен какой-то один мотив, от которого ты, хочешь-не хочешь, но будешь зависеть. Что касается его рассказов, то я просто не люблю заниматься инсценировками рассказов, мне это не очень интересно. В "Калине красной" меня привлекает сама тема – человек хочет начать новую жизнь, и это у него не получается. Вечная тема, очень пронзительная, экзистенциальная, философская, мелодраматическая. Все есть в этом произведении.
- Почему вы выбрали строгий минимализм в сценографии?
- Потому что моя задача состоит в том, чтобы не поставить бытовой спектакль. Быт – это всегда привязанность к узкой национальной специфике. Мне хотелось уйти от этого. Хотя мы и используем русскую музыку, фольклор, хореографию, тем не менее, не ставим русско-бытовой спектакль.
- Вы, конечно, понимаете, что значительная часть публики будет поневоле сравнивать ваш спектакль с фильмом. Вы не опасаетесь этого сравнения?
- Опасаюсь, конечно… Но надеюсь на понимание зрителей.
- Как вам работается с грибоедовцами?
- Прекрасно! Я рад, что у Грибоедовского театра – это неожиданно для меня – замечательная молодежь, с которой можно плодотворно работать. Главную роль – Егора Прокудина – очень интересно репетирует Иванэ Курасбедиани.
- Удачи, успеха! С нетерпением ждем премьеры!
Для справки: Давид Мгебришвили окончил Грузинский университет театра и кино. Дипломный спектакль по пьесе Леонарда Герша "Эти свободные бабочки" поставил в Театре Руставели. Руководил Телавским драматическим театром им. Важа-Пшавела, Потийским государственным театром им. В. Гуния. В 2017 году спектакль "Диктатура" был удостоен приза "Лучший спектакль" фонда Михаила Туманишвили на Международном фестивале региональных театров в Поти. В 2018 году спектакль "Желтые дни" получил награды в номинациях "Лучшая режиссура" и "Лучшая сценография" на Международном молодежном театральном фестивале в Бахрейне. В марте 2018 году на Международном молодежном театральном форуме "Март-контакт" в Могилеве (Беларусь) спектакль "Вишневый сад", поставленный Мгебришвили в Новом театре города Забже (Польша), вошел в тройку лучших спектаклей форума по итогам зрительского интернет-голосования. Работает в театрах Грузии и за рубежом. В числе работ режиссера - "Самоубийца" Николая Эрдмана, "Сон в летнюю ночь", "Ромео и Джульетта", "Гамлет" Уильяма Шекспира, "Враг народа" Генрика Ибсена, "Звездный мальчик" Оскара Уайлда, "Мой друг Гитлер" Юкио Мисимы, "Толкование снов" Тамаза Чиладзе, "Мария Стюарт" Людмилы Разумовской, "Бог щекотки" Николая Рудковского и др.
Беседовала Нина Зардалишвили-Шадури