Несколько лет назад я попала в один сказочный тбилисский дворик. Дело было так. Для съемок одного сюжета про шарманщика нам нужен был колоритный тбилисский или, как его еще называют, итальянский дворик. Шарманщик, игравший на свадьбах у Дома бракосочетания, сам вызвался показать такую натуру. Мы сели в машину и поехали по адресу, который он назвал. И вот мы вошли во двор. Ничего подобного ни до, ни после я нигде не встречала!
Помните, как дети изображают на рисунках море? Волнообразной, непрерывной линией. А теперь представьте, как выглядит окружность, нарисованная такой вот волнистой линией. Представили? Значит, вы находитесь в том самом дворе. Застекленные веранды трехэтажного дома, окружавшего тебя со всех сторон, имели повсюду округлые формы. У дома не было углов!
Читайте все истории проекта Sputnik "Прогулки по Тифлису" >>>
В самом центре двора небольшое возвышение. Земляная насыпь, окантованная высоким бордюром. На возвышении раскинут крохотный сад. Настолько крохотный, что помещалась в нем парочка сосен. По двору катались на скейтах дети, бегали кошки и ходили мы, зазывавшие на звуки шарманки жителей двора. Мы отсняли сюжет и с неохотой покинули это волшебное место. И долго еще обсуждали с оператором двор, в котором нам удалось в тот день побывать.
Встреча со старым приятелем
С того времени прошло лет шесть. И я все пыталась восстановить в памяти, на какой же улице происходили события. Пыталась безуспешно. В памяти на месте этого самого дня образовалась зияющая дыра. Если бы не оператор и шарманщик, подумала бы, что оно и вовсе мне приснилось.
И вот пару дней назад ноги меня сами к нему привели. Шла я вообще-то к известному дому братьев Джагетянов. Александр Джагетян был купцом второй гильдии, который владел лесопильным заводом на острове Мадатова. У бизнесмена было двое сыновей. Поэтому, сколотив состояние, Джагетян построил два совершенно одинаковых дома. Каждому сыну - по дому, да по какому дому! Слов не хватит описать такую красоту! Это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Дома были построены в 1909 году по проекту архитектора Павла Зурабяна. Купец построил дома на пересечении улиц Цинамдзгвришвили и Надирадзе. Дома были задуманы поодаль друг от друга и соединялись между собой одноэтажным красивейшим зданием, протянутым от одного дома до другого.
По некоторым сведениям, в нем тогда размещалась конюшня. Потом, уже во времена советов, там располагалась пожарная служба. Сейчас это оригинальное здание занимает винная галерея. Над входом в галерею чудные часы. А над часами маскарон, красиво подсвечиваемый в ночное время суток. По обеим сторонам от входа в винную галерею стоят ретро-авто. И так они здорово вписываются в общий уличный антураж с этими роскошными домами в стиле модерн, будто на улице вовсе не XXI век, а начало XX-го.
Насмотревшись на эту красоту, решаю попасть внутрь. Выбираю тот дом, что на улице Надирадзе. Входная дверь в парадную оказывается запертой. Направляюсь во двор дома, чтобы попросить соседей отпереть мне входную дверь. Тяну глухую дверь на себя и оказываюсь в том самом дворике, который я так долго искала. Ну, здравствуй, старый приятель!
В изумлении я стала таращиться по сторонам. Те же волнистые веранды, тот же крохотный остов. В нем теперь выросли два металлических столика. Небось, режутся тут жители по вечерам в нарды или домино. Те же винтовые лестницы, которых во дворе насчитывается четыре штуки. Лестница в подвал, с многочисленными дверями. И даже общий дворовый туалет, все тот же. Понятное дело, куда ему деться. И снова захлестнула волна…
Недолго думая, я взобралась на возвышение и дала волю воображению. Этот остов, что посередке, как судно, дрейфующее по здешним волнам. Между стволами деревьев сообразительные жители протянули веревки для сушки белья. Они теперь, что мачты с развивающимися на них парусами.
На втором этаже окно на веранде открылось, и в него высунулась женщина, которая махнула пару раз тряпкой. И только тут я заметила, что рядом с ней почти вся эркерная часть выложена витражными стеклами. Но это были не просто цветные стекла, а рисунки на стекле. Засмотрелась и не успела спросить у хозяйки про них.
Двор застроен домами интересным образом. Во двор выходят окна двух джагетяновских домов. Но они ведь находятся поодаль друг от друга. А двор застроен округлыми эркерами вкруговую. Дело в том, что, по задумке архитектора, с внутренней части дома также соединялись между собой длинными верандами. Этот перешеек тогда предназначался для прислуги и на уличную часть не выходил. Вот за счет этого и достигается эффект волнообразной окружности из резного дерева.
Тут во двор входят два парня, на поводке один из них ведет солидного лабрадора. В ту же минуту окно на первом этаже открывается, и в оконном проеме показывается женщина. А потом и псиная голова, которая приветствует зашедшего во двор приятеля. Я обращаюсь к его хозяйке с просьбой открыть входную дверь с улицы в парадную.
- Извините, но ничем не могу вам помочь. У нас вход отсюда, со двора. Мы не пользуемся парадной. А вы как подойдете к входной двери, постучите в окошко, что рядом с дверью. Там женщина живет, если она дома, она вам обязательно откроет.
Секреты старинного дома
Соседка, что живет на первом этаже, оказалась дома. И я наконец попала в парадную. Попала и пропала, потому как и целого дня мало, чтобы насладиться красотой места. Парадная богата настенной росписью.
На первом этаже картина во всю стену. На ней изображен парень, погоняющий мула по пыльной и живописной дороге. Говорят, рисунок рассказывает об истории самой семьи. Как маленький мальчик, торгующим хворостом, приехал в Тифлис. Поселился тут, начал работать, учиться. Женился, наверное, разбогател, притом настолько, что построил себе вот такое чудо.
Настенных миниатюр тут много. Они сопровождают тебя на каждом этаже. И поджидают иногда в самых неожиданных местах. Свет в парадную проникает через стеклянный потолок. Роспись сохранилась только в одном из домов.
В парадной второго дома она отсутствует. Жители с ней лихо расправились, замазав однотонной краской. Автор богатой росписи в доме на улице Надирадзе художник по фамилии И. Познан.
- Заходите ко мне в гости, - предлагает с улыбкой жительница первого этажа Карина.
Воспользовавшись приглашением, я захожу в гостиную, где хозяйка не без удовольствия демонстрирует свою домашнюю достопримечательность – старинную печь. Выложенная белым кафелем и фресочным барельефом печь впечатляет. И уж последним сюрпризом было для меня то, что камин-то действующий!
- Нет необходимости его топить. У нас же есть газ. Притом, нужны дрова, которые достать сегодня намного сложнее.
Потом открывает дверь в спальню и показывает мне еще один, такой же камин. Как говорит Карина, они сохранились на всех этажах. Соседи постарались. В одной из квартир, правда, снесли верхнюю часть, оставив только низ. А двери между комнатами в первоначальном виде сохранены, как рассказывает женщина, только в ее квартире.
- У меня даже ручку на двери заменить и то не поднимается рука.
"Я люблю старину, мне этот стиль ближе всего", - замечает Карина. Картина, которая представляется взору, подтверждает ее слова. Старинная мебель, древнее кресло-качалка, книжные полки, картины. Вкупе все это настраивает тебя на какой-то теплый и доверительный лад.
- Я бы с удовольствием перенесла полки в какую-либо другую комнату. Но выкидывать книги или продавать их за 50 тетри, увольте, не умею. Я из того поколения, которому нужно держать книгу в руках, чувствовать ее. А ведь могу и встать перед выбором, что все же надо будет со всем этим добром расстаться.
Сын Карины живет в Германии уже много лет. Она и сама два дня тому назад приехала. Извиняется, что дома холодно, потолки высокие, и комнаты не так просто прогреть после длительного отсутствия.
- Даже если мы вынуждены будем все продать, словарь Брокгауза все равно оставлю себе.
Единственный сын уехал из Грузии в начале 2000-х, по обменной программе. Он окончил институт иностранных языков. Но, занявшись на какое-то время частной практикой, вынес заключение – еще одного педагога в семье не будет. Карина по специальности педагог по музыке. Решил попробовать себя за пределами страны и уехал в Германию. Поступил в вуз, женился, открыл собственный бизнес.
Мы проболтали с Кариной больше часа. Говорили обо всем. Об образовании, истории, времени. Потом она, спохватившись, повела меня на кухню. Там, показав расположение мебели, ткнула на стенку у мойки, в которую вмонтирована печная дверь. Карина подняла рычаг и потянула дверь на себя. Внутри лежали сковородки, сетка для гриля и другая кухонная утварь. Как объяснила мне хозяйка, эти печи на каждом этаже и все действующие. Недавно к ним приезжали гости, и когда хозяева, не выходя из дома, сварганили им барбекю, они были приятно поражены. Ни в одном доме такого не встречала. Это такой, местечковый секрет.
Карина родилась в этом доме и рассказывает, как на втором этаже жила правнучка одного из братьев Джагетянов.
- Марина была очень милой женщиной. И знаете, она так уставала от этих просьб историков и краеведов рассказать семейные истории. Она с дочерью съехали отсюда лет 15 назад. Уехали в Москву. Потом мы узнали, что Марина скончалась. Она уезжала отсюда, когда ей было далеко за 70 лет. Свои координаты они оставили нашей соседке, которой тоже нет в живых. Маринина дочь была не замужем, поэтому и наследников по этой линии не осталось.
Уже в дверях Карина рассказывает о том, что в прошлом году приходили к ним специалисты из мэрии. Делали замеры фундамента. И обещали отремонтировать дом на следующий год. Как поняла из разговора сотрудников Карина, работы будут проводиться лишь наружные. Отделочные работы и реконструкция парадной у них не запланированы.
- Ну, хотя бы фасад, пусть… Вряд ли в городе можно найти второй такой дом.
Так и есть. Если бы я составляла список из семи чудес Тифлиса, то Джагетяновские дома-близняшки обязательно попали бы в это количество.