Дата Еврейского Песаха в григорианском летоисчислении высчитывается каждый год отдельно - в 2020 году праздник выпадает на 9 апреля, но, как и все еврейские праздники начинается с заходом солнца накануне.
Еврейский Песах, посвященный Исходу евреев из Египта, в иудейской культуре является одним из самых важных событий и считается началом истории еврейского народа.
В Израиле Песах длится неделю, а за его пределами – восемь дней.
Sputnik Грузия рассказывает об истории, традициях и обычаях Еврейского Песаха, а также о блюдах, которые подают в праздник.
Песах
Еврейский Песах древнее христианской Пасхи и имеет другое значение – он посвящен освобождению иудеев из египетского рабства. Отмечать Песах начали с XIII века до нашей эры - задолго до рождения Спасителя.
В основе Песаха, что в переводе с иврита означает "пройти мимо", лежит история о том, как евреи, переселившиеся в Египет, с времен Иакова, постепенно превратились из гостей в рабов.
Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея в Египет и явил ряд чудес, которые помогли евреям вырваться из египетского плена. Господь, за нежелание фараона освободить его народ, наслал на Египет 10 страшных кар, в том числе ужасные болезни, гибель урожая и скота. Гибель первенцев египтян – стала решающей, десятой карой.
Чтобы Божья кара обошла дома евреев стороной, Господь велел, каждой еврейской семье зарезать, вечером перед казнью, ягненка, и его кровью пометить входную дверь. Всевышний, "прошел мимо" домов с пометками в ночь на 14 нисана.
Моисей, после этого, смог увести евреев из Египта, а еврейский народ с тех пор празднует Песах или Пасху, как день Исхода из египетского рабства и спасения еврейских первенцев от смерти.
Традиции и обычаи
В доме, перед Песахом, устраивают генеральную уборку – евреи, по традиции, не просто наводят порядок в жилищах, но и убирают их от не кошерной еды, которую называют хамец. К ним относятся все квасные продукты, прошедшие процесс брожения - от напитков до хлебобулочных изделий.
Для уничтожения в доме следов всего не кошерного всю посуду моют горячей водой, очищают даже каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб и так далее.
Мечеть, синагога и церкви в одном квартале - как в Тбилиси уживаются все религии >>
Глава дома, по традиции, вечером перед Песахом, в символическом поиске хамца, обходит все помещения со свечой, ложкой и пером. Все обнаруженное им не кошерное уничтожается в присутствии всей семьи на следующее утро.
Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца. Она напоминает о том, что иудеи, наконец, получив разрешение фараона уйти из страны, покидали Египет в такой спешке, что испекли хлеб из еще не успевшего взойти теста. Поэтому, по обычаю, с момента добавления в муку воды, весь процесс выпечки не должен превышать 18 минут.
Праздничный ужин – седер (порядок), особая традиция – в Израиле его устраивают в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры - в первые два. За ужином, по обычаю, собирается вся семья - стол накрывают после захода солнца, по возвращении из синагоги.
На ужин, по традиции, приглашают ближайших родственников, а также тех, кто остался один на время Песаха.
Вовремя седера, по обычаю, произносят благословения, читают молитвы и поют псалмы, установленные правилами. Стол сервируют лучшей посудой, серебром и свечами и подают три больших куска мацы и кошерное вино.
За праздничной трапезой в определенной последовательности читают повествование об Исходе и едят символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; хазерет (тертая зелень) и горькую зелень - марор (салат-латук, хрен и базилик), символизирующие горечь рабства.
Во время еды, по обычаю, зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
Вкушают, по традиции, и харосет - смесь из тертых яблок, орехов, фиников и вина. Цвет этого блюда напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в рабстве.
Всю еду раскладывают на особом блюде - кеаре, его используют только для седера. Кладут на кеар и три символических блюда, которые не едят: бейца — крутое яйцо, в память о храмовых богослужениях, зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, напоминание о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, и карпас — кусок любого весеннего овоща.
Приготовленные блюда, раскладывают на столе определенным образом. Мацу, покрытую салфеткой, кладут перед ведущим седера. Книгу, о сказании об Исходе из Египта, а также все необходимые молитвы и благословения для торжества, перед каждым участником трапезы.
В качестве основных блюд подают куриный суп с клецками из мацы, запеченное мясо и фаршированную рыбу.
Каждый участник ужина, по традиции, должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, съесть марор, выпить четыре бокала вина, прочесть повествование, спеть (или прочесть) хвалебные псалмы.
Каждый бокал красного вина символизирует четыре обещания, данные Богом народу Израиля: "И выведу вас…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…"
По традиции, пятый бокал наполняют для пророка Элияха (Илии) – по преданию он вернется на землю в канун Песаха, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал, по обычаю, оставляют на праздничном столе. Пророк считается провозвестником Машиаха (Мессии), а с Его приходом все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.
Первый и последний дни Песаха считаются нерабочими, остальные называется "праздничными буднями". В первый день Песаха запрещаются все виды работ, а в синагоге проводится торжественное богослужение.
В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача, по традиции, проводится церемония благословения священников – в ней принимают участие только потомки священнического рода левитов.
В седьмой день Песаха празднуют переход Красного моря еврейским народом. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед еврейским народом появился путь, проходящий прямиком через море. Празднуют его в радостной атмосфере, с танцами и песнями. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивают церемонию "разделения морских вод".
Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два и заключительные два дня.
Материал подготовлен на основе открытых источников