Как спасти уникальный комплекс грузинских пещерных монастырей VI века Давид Гареджи - этот вопрос обсудили представители организации Europa Nostra, а также ученые из Грузии, Азербайджана, США, Италии и Израиля на специально созванной в Тбилиси конференции.
На форуме "Давид Гареджи: мультидисциплинарное исследование и стратегия развития" был представлен отчет экспертов по результатам экспедиции в Грузию в ноябре прошлого года Европейской федерации по культурному наследию Europa Nostra.
Ранее монастырский комплекс Давид Гареджи стал участником "Программы 7 памятников, находящихся в наибольшей опасности" , цель которой - координация сохранения и дальнейшего использования исторических объектов культурного наследия.
Заключения европейских специалистов
Огромный комплекс Давид Гареджи, находящийся в пустыне – это весьма хрупкий ансамбль, который должен рассматриваться как единое целое, отмечают ученые Europa Nostra.
"...Срочное вмешательство и ресурсы просто необходимы, чтобы позволить памятнику выжить", - бьют тревогу зарубежные специалисты.
В отчете подчеркнуто, что массовый туризм может нанести вред историческому комплексу. Этот момент нужно учитывать. "Должна быть гарантирована как безопасность посетителей, так и сохранность участков комплекса", - говорится в исследовании.
Специалисты предложили выделить в комплексе открытые для посетителей зоны и безопасные маршруты для паломников и туристов, или альтернативный вариант - создать Музей под открытым небом.
И, действительно, вероятность вреда от публичного посещения монастыря Давида Гареджи по-настоящему существует. Не надо далеко идти - последний факт вандализма был зафиксирован в монастырском комплексе в мае 2018 года. Надписи мелом и карандашом появились в трапезной комплекса и в главном храме на фресках, которые датируются IX и XI веками. К счастью, тогда специалисты сказали, что повреждения носят поверхностный характер и основные слои рисунков не задеты. А в Национальном агентстве по защите культурного наследия Грузии обещали усилить охрану комплекса.
"Наблюдаются огромные проблемы по сохранению памятника, которые затрагивают все аспекты. Таким образом этот отчет представляет своего рода "крик о помощи" (сейчас или никогда) и, надеемся, станет отправной точкой для того, чтобы найти определенные решения, запустить процесс сохранения и улучшения Давида Гареджи, памятника, столь ценного как для Грузии, так и для Европы, и всего мирового сообщества", - заключили эксперты Europa Nostra.
Почему монастырь Давид Гареджи?
Изначально на участие в "Программе 7 памятников, находящихся в наибольшей опасности" претендовали два объекта из Грузии: Давид-Гареджи и известные канатные дороги грузинского города Чиатура. Памятники были отобраны из 40 стран Европы, а затем они попали в предварительный финальный список из 12 памятников. В окончательный перечень финалистов удалось попасть только комплексу Давид-Гареджи.
О том, почему в программу попал именно Давид Гареджи, грузинским СМИ рассказала представитель Europa Nostra Мака Двалишвили. По словам Двалишвили, в своем выборе Европейская федерация по культурному наследию руководствовалась двумя приоритетами и критериями.
"Первый приоритет - это историческая ценность, а также культурное, наследственное значение памятника с точки зрения европейского контекста. Второй - понимание того, насколько скоро должны быть предприняты действия для его сохранения. Как оказалось, Гареджи - это памятник культурного наследия абсолютно высочайшего значения, европейского значения. И в то же время сейчас он нуждается в неотложной помощи, где грузинским ученым понадобится европейский профессионализм, знания и контакты", - считает Двалишвили.
Главная цель ученых и проекта Europa Nostra - спасти Давид Гареджи. На данный момент известно, что у памятника есть серьезные проблемы, исходя из структуры скал, в проблемном состоянии находятся исторические фрески монастырского комплекса. Так что Давид Гареджи срочно нуждается в реставрации и укреплении его структуры, единогласно считают специалисты.
"Поэтому откладывать это, скажем до того времени, пока какие-то вопросы не прояснятся, нельзя. Исходя из того, что это грузинский памятник средневековья, включенность требуется от наших грузинских ученых. Причем как из сферы науки и искусства, так и технических специалистов и реставраторов. Ведь грузинские фрески - это особенная ценность, для работы с ними нужны исключительные знания и осторожности... И у грузинских реставраторов есть большой опыт работы с такими памятниками. Примеры этому работы в Вардзия и Уплисцихе", - рассказывает Мака Двалишвили.
По словам генерального секретаря Europa Nostra Снешки Каидвлиг-Михайлович, эксперты организации изучили ряд проблемных вопросов, связанных с реставрацией комплекса и наметили список дальнейших действий, а также рекомендаций.
"Мы надеемся найти соответствующие финансовые ресурсы для спасения этого памятника. Потому что это довольно комплексные монументы. Мы должны создать группу, укомплектованную специалистами европейского уровня. Некоторые специалисты будут подключены и из Азербайджана. Потому что мы видим, что это территория большая и касается приграничных вопросов. Так что мы очень надеемся, что сможем преодолеть ряд не таких уж маленьких проблемных вопросов и всяческих преград, и спасем этот памятник как исторического, так и художественного значения", - говорит Каидвлиг-Михайлович.
Какие силы разрушают Давид Гареджи?
Так что же на самом деле разрушает монастырь Давида Гареджи? C этим вопросом корреспондент Sputnik Грузия обратился к главе службы ЮНЕСКО и международных отношений Национального агентства по охране культурного наследия Грузии Мананы Вардзелашвили. Специалист подтвердила крайнюю плачевность памятника и назвала три главные причины его разрушения.
"Главный фактор, который влияет на монастырский комплекс – это его физическое, конструктивное состояние. Ведь эти скалы – это естественный камень. А та скала, которая легко обрабатывается, она также легко и рушится. И ведь прошло много веков. Второй фактор – изменение климата, который внушительно влияет на культурное наследие. И третье – это те деяния времен советского периода, когда на территории Гареджи была расположена одна из военных частей, где проходили учения по стрельбе. Близость вибраций этих учений разрушительно действовала на скалы, и пошли трещины. В эти трещины стали попадать атмосферные осадки, которые разрушали камень изнутри", - рассказала Sputnik Грузия Вардзелашвили.
Сегодня главной трудностью для специалистов является именно консолидация, то есть укрепление этих естественных скал, в которых высечен Давид Гареджи. Как отмечает Манана Вардзелашвили, естественные скалы очень трудно сохранить.
"Трещины могут быть на протяжении нескольких километров. Так что, еще до этапа консолидации камня необходимо несколько лет проводить мультисекторные исследования. И начинать надо с самых уязвимых секторов, несущих наибольшую угрозу разрушения. Причем несущих угрозу, как и для самого памятника, так и для человека", - считает специалист.
У Грузии есть опыт устранения подобных угроз в 2014 году в Вардзия, где расположен пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков (Самцхе-Джавахети). Тогда грузинским ученым и реставраторам помогли итальянские коллеги. Совместными усилиями специалистам удалось стабилизировать в Вардзия самые уязвимые и опасные ареалы. Сейчас – очередь Давида Гареджи.
Чем так ценен монастырь Давид Гареджи?
История монастырского комплекса, расположенного на границе Грузии с Азербайджаном, начинается в VI веке, когда один из 13 сирийских отцов по имени Давид поселился в пещере Гареджи на склонах небольшого ущелья и вскоре основал там первый монастырь Лавру Давида.
По своим размерам и историческому значению Давид-Гареджи занимает особое место в грузинской истории. В Грузии существует предание, что три посещения Гареджийской пустыни равны паломничеству в Иерусалим.
Давид-Гареджи расположен в 60 километрах к юго-востоку от Тбилиси, на грузино-азербайджанской границе, которая делит комплекс на две части. Комплекс пещерных монастырей растянулся на 25 километров и располагается на Гареджийской возвышенности. Давид-Гареджи состоит из порядка 20 монастырей, высеченных в скалах и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского.
Главным монастырем комплекса считается лавра Святого Давида. Во многих церквях и трапезных на территории комплекса сохранились фрески датируемые VIII—XIV веками. На фресках изображены портреты исторических лиц, в том числе грузинской царицы Тамар.
Важнейший национальный памятник, с 2017 года находится в основном перечне объектов всемирного культурного наследия UNESCO.
Спорный вопрос
Поскольку монастырь Давид Гареджи находится на границе Грузии и Азербайджана, которая фактически делит монастырский комплекс на две части, он с 90-х годов прошлого века является одним из немногих спорных вопросов между официальным Тбилиси и Баку.
Главным монастырем комплекса считается лавра Святого Давида, находящаяся на северном склоне горы, которая разделяет Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно. Именно так называется и один из монастырей комплекса. Находится он на азербайджанской территории — на южном склоне горы.
Начиная с 1996 года Грузия и Азербайджан проделали почти 70% работы по уточнению границы, но с 2007 года в процессе делимитации вновь возникли препятствия. До сих пор это один из самых болезненных споров относительно территории пещерного монастырского комплекса.
Последний раз эту тему затронула президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая 20 апреля посетила территорию древнейшего монастырского комплекса вместе с экспедиций Europa Nostra. Именно там глава государства отметила важность скорейшей демаркации грузино-азербайджанской границы и заявила: "Срочно нужно решить вопрос установления границы, он не терпит отлагательств".
Чем занимается Europa Nostra?
Europa Nostra — общеевропейская федерация ассоциаций, созданная в 1963 году с целью популяризации и защиты культурного наследия и природной среды Европы. Федерация со штаб-квартирой в Гааге состоит из 250 негосударственных организаций, работающих в 45 европейских государствах. Europa Nostra сотрудничает с такими крупными учреждениями как Европейский союз, Совет Европы и ЮНЕСКО.
Федерация запустила "Программу 7 памятников, находящихся в наибольшей опасности" в январе 2013 года совместно с Институтом Европейского Инвестиционного Банка в качестве основного партнера и Банком развития Совета Европы в качестве ассоциированного партнера. Ее цель – координация процесса по сохранению и дальнейшему использованию памятников. Программе оказывает содействие программа Европейского Союза "Созидающая Европа".
Цель программы — мобилизация сил на местном, национальном и международном уровнях для ускорения реставрационных действий на памятниках особого значения. Номинация также становится уникальным шансом для поиска источников частного и публичного финансирования в масштабах Европы и среди международных фондов.