ТБИЛИСИ, 8 июн — Sputnik. Строящийся в Анаклия первый глубоководный порт не сможет принять первый корабль в 2020 году из-за того, что не получается закрыть финансовую сделку, сказала министр экономики и устойчивого развития Натия Турнава.
Минэкономики: порт Анаклия в приоритете, но претензии порта Поти понятны >>
Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года, в данный момент ведутся работы по углублению дна. Его осуществляет Консорциум развития Анаклия, который основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) G-Star Ltd. (Болгария).
"К сожалению порт Анаклия не сможет принять первый корабль в 2020 году, так как до сих пор не закрыта финансовая сделка. Мы включены в активный процесс переговоров с банками и большинство условий приемлемы и уже решены. Возможно консорциум потребует дополнительные сроки для переговоров и окончательного соглашения", - сказала Турнава в парламенте.
Министр подчеркнула приоритет порта Анаклия.
"Глубоководный порт Анаклия был, есть и будет стратегическим приоритетом для государства и министерства экономики. И это мы подтверждаем делом на том уровне, которого не было в отношении ни у одного инфраструктурного проекта до этого", - сказала Турнава.
При этом она отметила важность порта для страны.
"Важно, чтобы проект состоялся, так как Анаклия это не просто коммерческий проект, это очень важный проект для нашей государственной безопасности, для использования нашего стратегического положения. Мы сегодня теряем грузы определенной категории, которые бы прошли через нас. И мы сделаем все, чтобы порт заработал и смог принимать корабли"- сказала Турнава.
Она также рассказала, как государство поддерживало порт на протяжении последних лет.
Кредиторы порта Анаклия и власти Грузии пока не могут договориться >>
"Поддержка выражается в субординированном кредите в 100 миллионов долларов, который получит компания, как только выполнит свою долю обязательств, в инфраструктурных проектах стоимостью 300 миллионов лари (около 109,5 миллиона долларов), осуществление которых уже началось, это гибкие сроки для консорциума", - сказала Турнава.
Она отметила, что первый срок закрытия финансовой сделки и начала работ в порту Анаклия был летом 2017 года.
"После этого государство несколько раз учло просьбу инвестора и, соответственно, мы опять рассматриваем с ними вопрос привлечения кредитов и закрытие финансовой сделки. В этом процессе государство уже простило Консорциуму штраф в размере более 11 миллионов долларов за нарушение первоначальных сроков", - сказала Турнава.
На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Кредиторы для строительства порта уже найдены, но чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку. И вот с этим возникли проблемы.
Самым главным требованием является покрытие риска грузооборота. Банки-кредиторы требуют, чтобы государство, с одной стороны, обеспечило бы эти кредиты, а с другой стороны – покрыло бы риск поступления грузов.
Правительство со своей стороны заявляет, что не намерено страховать коммерческие риски.