Стоило западным партнерам более открыто озвучить претензии к грузинским властям, как газеты живо отреагировали на это.
Выступление Госсекретаря США Майка Помпео после встречи с премьер-министром Грузии Мамукой Бахтадзе стало на прошлой неделе предметом обсуждения всех оперативно выходящих средств массовой информации.
Продемонстрировав достаточно серьезное расхождение в оценках правящей команды, издания были вынуждены откровенно показать, что позицию они разделяют.
Останется ли Европа доступной для рядовых грузин?
Вопрос волнует тысячи грузинских граждан. Не потому что других проблем у них нет, а потому что, пристроившись на работу в странах Евросоюза, они как раз надеются их решить. "Очень важно, чем закончится обсуждение запроса Голландии по приостановке безвизового режима для Албании", - пишет "Резонанси" в номере от 12 июня. По мнению основателя "Института грузинской политики" Корнелия Какачия, следующей на очереди может оказаться Грузия.
После введения "безвиза" поток граждан из страны, запросивших убежище в Европе, вырос почти вдвое: с 11 100 в 2017 году до 19 300 – в 2018. Тем не менее, западные эксперты не считают эти цифры катастрофическими. По их наблюдениям, число "соискателей" напрямую зависит от сроков рассмотрения заявок. Во Франции, где процесс растягивается на полгода и дольше, цифры бьют рекорды. Зато в Швейцарии он умещается в две недели, и желающих укрыться почти нет.
К тому же, "безвиз" стал для граждан Грузии едва ли не единственным наглядным и доступным актом благожелательного отношения со стороны чиновников Евросоюза. Что, принимая во внимание трудности при получении виз в некоторые другие страны, принципиально важно. Надо полагать, в Европе это понимают.
Однако не всегда понимают в самой Грузии. Лидер "Свободной Грузии" Георгий Лагидзе сам себе противоречит в "Ахали таоба" (10.06). Он упрекает власть за то, что она допускает отъезд людей за рубеж, высказывая опасение, что в стране заметно сократится доля грузинского населения. Но тут же критикует ее за инициативу по присвоению Грузии статуса безопасного государства. Это, дескать, сильно ущемило интересы наших граждан, ищущих счастья за рубежом.
А что Запад ищет в Грузии?
Ответ неоднозначный. Как и стратегическая ситуация, особенно в Черноморском регионе. Некоторые цели, которые ранее не афишировались, стали более очевидными. "Надеюсь, Грузия завершит проект порта в Анаклия, - цитирует "Резонанси" (12.06) американского госсекретаря Майка Помпео. – Это оградит ее от влияния России и Китая". На дипломатическом языке слова Помпео можно воспринять почти как угрожающий жаргон.
Но если "Резонанси" еще как-то пытается сохранять сдержанность, то "Ахали таоба" (12.06) настроена более категорично. Устами гражданского активиста Ладо Садгобелашвили она заявляет: американцы потребовали ухода Иванишвили. Лидер "Мечты" пытается играть между Москвой и Вашингтоном.
Справедливости ради следует заметить, что подобный микроисторический контекст вполне вписывается в многовековые дипломатические маневры Грузии, вечно находившейся на стыке стратегических интересов. Насколько успешным окажется политическое лавирование между сверхдержавами на сей раз, сказать трудно. Не думайте, что после слов Помпео борьба за Анаклийский порт окончена, - предостерегает в "Ахали таоба" (13.06) эксперт Гия Хухашвили.
Ну а более официозная "Сакартволос Республика" (14.06) открыто высказывает сомнения. Почему, собственно, глубоководный порт должен быть построен в Анаклия, а не в Поти, где уже существует необходимая инфраструктура? – задает провокационный вопрос аналитик Сосо Манджавидзе.
Итоги этого спора, как бы, символически подводит "Асавал-Дасавали" (10-16.06). Разбойник-банкир, пишет газета (имея в виду Мамуку Хазарадзе, возглавляющего Анклийский проект) сожрал 11 миллионов неустойки, которую ему простили. Автор статьи намекает на то, что отдельные бизнес-группы неплохо наживаются на противоречиях крупных держав.
Оппозиция бессильна перед 5 килограммами картофеля
К этим словам политолога Сосо Цинцадзе (Ахали таоба", 12.06) можно лишь добавить, что бессильна любая партия, включая правящую. И дело не только в нищенском положении основной массы избирателей. Гораздо хуже, что у всех политических партий отсутствует какая-либо конструктивная идея и программа. "Я скептически смотрю на все партии – и старые, и новые, - заявляет в "Резонанси" (12.06) писатель и актер Гиви Сихарулидзе. – Начатые ими дела изначально плохо попахивают".
Иллюстрацией могут служить возникшие буквально за одну неделю две новые партии – Эки Беселия "За справедливость" ("Резонанси", 11.06) и Ираклия Окруашвили с весьма помпезным названием "Победившая Грузия" ("Сакартвелос Республика", 12.06). Обе политические силы максимально стараются поддерживать интригу.
Однако, судя по отдельным публикациям и высказываниям, становится очевидно, что им попросту нечего сказать. Окруашвили, отвечая на вопрос "Ахали таоба" (12.06), проговорился, что намерен собрать под знамена нового движения разгневанных на власть людей. Опять в качестве объединяющего фактора – идея всеобщего протеста.