ТБИЛИСИ, 18 июн – Sputnik. Армянская сторона с нетерпением ждут имплементации российско-грузинского транспортного соглашения от 2011 года, которое позволит открыть два альтернативных Верхнему Ларсу коридора, изрядно облегчив "головную боль" перевозчикам, передает Sputnik Армения.
Речь идет о российско-грузинском соглашении "О механизмах таможенного администрирования и основных принципах мониторинга товаров" от 2011 года. Соглашение на прошлой неделе обсудили на очередной встрече в Праге спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе и замминистра иностранных дел России Григорий Карасин.
Имплементация позволит под мониторингом швейцарской компании SGS запустить торговые коридоры - путь через Рокский тоннель и абхазскую железную дорогу.
Политический момент
Генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия отметил, что процесс имплементации документа затягивается по политической причине, что негативно сказывается не только на Армении, но и на Грузии.
"Во многих странах есть подобный формат работы, когда некоторые функции властей возложены на третью сторону. Технически все готово к реализации, весь вопрос в политической воле сторон", — сказал Ципурия.
По его словам, реализация соглашения на руку не только армянским, но и грузинским перевозчикам. С одной стороны, будет задействована железная дорога, а с другой – автомобильная.
Если же железнодорожные пути в Грузии начнут работать в полном объеме, то это позволит Армении поставлять товары паромом.
В сегодняшних реалиях альтернативный Верхнему Ларсу маршрут для Армении – это путь из Еревана в Поти по железной дороге, оттуда паромом — в российский глубоководный порт Новороссийск.
Ципурия отметил, что с увеличением загруженности железной дороги снизятся тарифы. Также эксперт указал на то, что железные дороги более безопасны, особенно зимой, а с учетом того, что в этот период КПП "Верхний Ларс" периодически закрывается из-за суровых погодных условий, их значимость переоценить сложно.
Однако наиболее выгодный маршрут пролегает через Цхинвальский регион — это Транскавказская магистраль. Он предпочтительнее из-за более комфортных климатических условий и рельефа, так как, в отличие от Ларса, пролегает не через Казбеги, а в обход.
Когда будет альтернатива?
Спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе, комментируя очередную встречу в Праге, отметил, что конкретных сроков реализации соглашения опять не установлено.
"Эксперты работают над реализацией российско-грузинского соглашения от 2011 года. Они сошлись во мнении, что пока есть необходимость поработать. Больше ничего не было сказано", - сказал Абашидзе.
Он подчеркнул, что уже создана рабочая группа с участием грузинской, российской сторон и представителей компании SGS. Стороны встречались в Швейцарии 20 мая.
Можно предположить, как и прогнозировалось, что первое заседание группы носило технический характер. Был установлен регламент, обсуждены вопросы создания трастового фонда, который будет оплачивать работу швейцарских мониторов.
Львиная доля - более 80% - грузоперевозок в Армению осуществляется из России через КПП "Верхний Ларс". На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть маршрутов для грузоперевозок — воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, КПП "Верхний Ларс") и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию).