- Ну, сколько можно?! Ни пройти ни проехать…
- А как вы хотели – капитально отремонтированные дороги за ночь?
Подобные диалоги можно услышать в Тбилиси везде, где ремонтируют дороги.
Сегодня это самая актуальная тема для жителей района Ваке. Если конкретнее, для жителей одного из центральных проспектов столицы – Чавчавадзе. Меняют и обновляют все, что только можно – трубы канализации, водопровод, колодцы, которые не менялись полвека, и другие подземные коммуникации. И только после этого дело дойдет до асфальта.
На проспекте Чавчавадзе автобусные линии будут посередине дороги>>
"На Чавчавадзе правильно делают - совмещены и подземные работы, и надземные", - сказал в интервью Sputnik Грузия директор научно-исследовательского и производственно-технологического комплексного института дорог "Груздорнаука" Тамаз Шилакадзе.
О том, что масштабные работы затеяли не просто так, свидетельствуют прогнившие трубы, которые уже извлекли из-под земли, но еще не вывезли с территории.
"Вы видите эти прогнившие трубы? Рабочие постоянно сталкивались с трудностями. Когда-нибудь эти проблемы должны же бы быть решены?! Да, сложно передвигаться, но через три месяца все завершится. Делается ведь для нас же, немножко должны потерпеть", - рассказал житель проспекта Чавчавадзе Тамаз Метревели Sputnik Грузия.
Ремонтные работы на проспекте Чавчавадзе даже называют эпохальным проектом.
"Несмотря на то, что очень большой дискомфорт, делается хорошее дело. Подобные проекты являются эпохальными. Несколько раз приходил к нам мэр. Собираются вложить серьезные ресурсы, будет и озеленение, и много чего другого. Я уже 30 лет здесь живу и такие масштабные работы не помню", - поделилась Екатерина Мисабишвили.
Терпения хватает явно не всем. Особенно несладко приходится женщинам, которые теперь лишены возможности покрасоваться в красивой обуви. А район Ваке, как известно, славится модницами не один десяток лет.
"Жить в таких условиях, особенно летом, невыносимо. Я часто спрашиваю рабочих, когда они закончат – говорят, что скоро. Но вы видите, что конца этим работам не видно", - пожаловалась другая местная жительница Марика Абуашвили.
При этом она же рассказала о том, что подземные коммуникации в этом районе не менялись десятки лет.
"В определенной степени дороги делаются, но я считаю, что темпы были лучше у предыдущего правительства…" - поделился Георгий, пожелав не называть фамилии.
Более категоричными оказались представители частного сектора. На проспекте Чавчавадзе множество брендовых магазинов, салонов красоты и кафе.
"…Если раньше у нас была хорошая торговля, сейчас очень плохо идут дела, потребителям тяжело добираться. Да и нам сложно ходить на работу. Многие магазины просто закрылись, так как работы вообще не было", - поделилась консультант в магазине бытовых предметов Лика Самушия.
Эмоции жителей и бизнеса – понятны, но приводить дорожную инфраструктуру в порядок и спасать город от пробок просто необходимо. Сегодня по улицам Тбилиси ездят около полмиллиона машин.
О том, как следует решать эти непростые задачи, рассказал Sputnik Грузия директор "Груздорнаука" Тамаз Шилакадзе.
"Состояние дорог в Тбилиси, безусловно, надо улучшить, интенсивность движения больше. Не хватает транспортных узлов. И, безусловно, я вижу, что мэрия старается..." - сказал Шилакадзе.
В 2019 году на строительство и ремонт дорог в Тбилиси выделено 140 миллионов лари (около 48 миллионов долларов), при том что все расходы столицы на текущий год предусмотрены в размере 710 миллионов лари (около 244 миллионов долларов).
"Единственный выход города – сделать эстакады на двух уровнях пересечения и подземные туннели для транспорта. У нас есть, например, туннель Ваке-Сабуртало, который очень оправдывает себя. Туннель в Ортачала, что тоже очень важно. Есть много мест, где можно было бы разгрузить дороги туннелями", - сказал Шилакадзе.
Отдельно он отметил эстакады на Сабурталинской улице и в Вашлиджвари, а также пандус на мост Галактиони. "Все эти новые эстакады и туннели построены очень качественно, на высоком уровне", - подчеркнул Шилакадзе.
Но, по его словам, основательно решить проблемы, связанные с дорогами в Тбилиси, можно будет только после разработки единой дорожно-транспортной системы.
"Много делается, но этого недостаточно. Очень большая интенсивность движения в городе. Дороги очень загружены, есть пробки… Надо создать единую транспортную систему, которая определит этапность выполнения работ. Чтобы четко знать, где нужно делать капитальный ремонт, где проводить работы по содержанию дороги, а где проводить периодический ремонт", - подчеркнул Шилакадзе.