И артист продолжал играть и жить в каждом кадре, в каждом спектакле на сцене, в каждом своем мудром остром слове. И с удовольствием делает это сегодня.
26 сентября, свое 85-летие отмечает один из самых характерных и талантливых актеров театра и кино Олег Басилашвили. Sputnik Грузия пламенно поздравляет Олега Валерьановича, желает ему крепчайшего здоровья и долголетия, преклоняется перед его талантом и безмерно гордится, что в столь глубоком артисте течет грузинская кровь.
В такой солидный юбилей актера предлагаем топ-20 самых красивых и мудрых высказываний Басилашвили.
"В Тбилиси я тосковал по Москве, по снегу, по московским ровным мостовым, по Чистым прудам, по прогулкам с папой и мамой. В Тбилиси, где меня вначале нещадно лупили за светлые волосы, до тех пор пока я не научился давать сдачи, мне казалось: вот вернемся домой – а там солнце, сияние, праздник, веселые и добрые ребята. Но и Москва, моя долгожданная Москва – не совсем та, о которой мечтал. За это время стала она строже, краски поблекли. Во дворе – совсем незнакомые ребята. "Иди, Олешок, к детям". Пошел я с улыбкой к детям. А дети, матерясь, кинули меня в колючий снег и стали бить. Их было много. Снова шел я во двор, и снова то же. И снова. Только потом, спустя полгода, приняли меня, как "парня с нашего двора", и страшная обида, постоянное чувство стыда и разочарования, чувство полного одиночества постепенно стали исчезать…".
"А вот поди ж ты – Бог послал мне женщину, которая до сих пор убеждена в том, что я самый талантливый, самый красивый. Ну и хорошо… Простим ей эти заблуждения! Ведь они так помогли мне".
"Думаю, одна из самых значительных ценностей нашей сегодняшней жизни – это обилие и разнообразие книг на прилавках, возможность читать, сравнивать, делать самостоятельные выводы".
"Каждому важно, чтобы все переживали то же, что и ты сам".
"Нынешнее телевидение – это либо, в лучшем случае, – шоу с деньгами, либо намеренно растлевающие душу зрителя зрелища. Я задаю себе вопрос: это что – политика целенаправленного превращения народа в тупую толпу, орущую «хлеба и зрелищ!»?! Да, этой толпой легко управлять. Но еще легче потерять народ".
"Так же как отравленный воздух отравляет людей, возбуждая болезни, так и уродливая и больная нравственная атмосфера калечит души людей, подчас влияя даже на внешний облик человека. Всмотритесь-ка внимательней в лица прохожих, особенно пожилых: много ли среди них красивых, с правильной осанкой, с высоко поднятой головой?"
"Нет в басне чего-то такого высокого, но невысказанного, чем можно заслониться и забыть про стеснение…"
"Сцена всегда должна быть современна залу, именно в зале лежит решение всех проблем, от философских и психологических до жанра спектакля".
"Как важен для театра, для спектакля настрой зрителя! Настроенный на восприятие спектакля именно в этом театре, именно этого автора, с этими актерами – такой зритель определяет успех спектакля; в первую очередь – он, а не актеры, как многим из нас кажется. Теплая волна соучастия, предощущение чуда, радостный духовный отклик на первые признаки его появления!.. Актер чувствует эту волну, купается в ней, и вот уж они вместе творят чудо – зритель и актер, творят сегодня, сейчас, в эту минуту".
"Я считаю, что любой нормальный актер всегда не до конца в себе уверен. Наша профессия — это испытание. И большое счастье, если ты это испытание выдерживаешь".
"Тяжелое это чувство, ностальгия. Надо бы смотреть вперед и забыть о прошлом! Да вот не забывается".
"Вообще-то я твердо убежден, что сесть за мемуары надо, точно уловив момент – работать уже не можешь (не "не хочешь", это я давно, с детства не хочу), именно не можешь, но еще кое-что помнишь. То есть когда маразм еще не оккупировал полностью твою память. То есть попасть в этот тоненький зазор между бессилием и полным маразмом. Кто угадал – тот выиграл. Молодец! Попал вовремя. В точку".
"Наш лектор Александр Сергеевич Поль обожал античную литературу и литературу Возрождения. От студентов он требовал такого же отношения. Вот типичная сценка на экзамене:
– Что у вас в билете?
– Данте. «Божественная комедия».
Александр Сергеевич откидывается на спинку кресла, предвкушая удовольствие.
– Н-н-ну-с… Вы читали?
– Конечно!!! (Хотя не читал.)
– Н-ну, и как вам?!
– Божественно!!
– Идите!! Пять!!"
"Скучный был день 22 июня 1941 года. Но почему-то его я запомнил навсегда".
"Вот они – мы – все разные: белые, черные, мусульмане, христиане, буддисты, иудеи – стоим все вместе, замерли… Потому что нас объединяет нечто, что выше всех религий – Тот, кто создал все, он здесь, со мной, с ним, с ней. Мы все едины… вместе… мы вернемся домой и будем молиться своим богам. Но никогда не забудем мгновения, когда гений Микеланджело заставил нас понять, что мы одна семья".
"Братцы, может, в этом все дело? Может, попробовать не воровать? Я понимаю, что трудно пойти на такой эксперимент, но, может, рискнем, а?"
"Были мы с "Дядей Ваней" и в Индии. Второй акт. Ночь. Дядя Ваня, пытаясь обнять и поцеловать Елену, получает отпор."Это противно, наконец!" – говорит она и уходит. Он опускается на скамеечку. За окном ночной обвальный дождь, ливень, гроза! Пьяный дядя Ваня громко разговаривает сам с собой: "Ушла… Десять лет назад я встречал ее у покойной сестры… Отчего я тогда не влюбился в нее?.. И была бы она теперь моею женой… Она испугалась бы грома… а я держал бы ее в своих объятиях и шептал: "Не бойся, я здесь…" О, чудные мысли, как хорошо, я даже смеюсь…" Слезы текут из глаз моего дяди Вани, а он не замечает, улыбается.
И вдруг из расплавленного черного нутра зрительного зала гортанным басом со слезой раздается крик:
– Нэ пладш!!
Не плачь, значит!"
"Ирина Тайманова, режиссер Ленинградского телевидения, говорит мне:
– Олег, я в восторге! Смотрела по телевидению "О бедном гусаре замолвите слово" – вы очень хорошо сыграли эту роль!
– А я все роли очень хорошо играю! Все без исключения! – отвечаю я.
Наглость, конечно. Надо было сказать: "Благодарю вас, Ирина! Мне очень ценно ваше мнение! Спасибо!" И тут, конечно, последовал бы "разбор" моей игры, то да се… А я не хочу этого разговора. Мне почему-то не по себе. Видимо, каждая роль – дело очень-очень личное и таинственное. И трудно, и не хочется открывать подноготную. Поэтому я отделываюсь хамством. Хамство – это моя броня. Как панцирь у черепахи. А актерство – тонкая материя, зависит от миллиона факторов, приведенных к одному знаменателю. Одна миллионная не в порядке – и все: сломался. Роль не идет. Так что все эти разговоры – опасная штука. Потому-то актеры подчас так показушно циничны".
"Вождь присутствовал на просмотре фильма "Поезд идет на Восток", сюжет которого представлял собой долгое путешествие в поезде офицера-моряка и его спутницы из Москвы во Владивосток. Когда поезд в фильме в очередной раз остановился, Сталин спросил режиссера:
– Это какая станция?
– Новосибирск, товарищ Сталин.
– Ну, я, пожалуй, на этой станции и сойду.
И вышел из зала.
Режиссер валится с инфарктом. Блеск!"
"Жизнь сама по себе прекрасна. Рождение и смерть — всё происходит закономерно. И всегда есть брюзжащие старики, склонные идеализировать "свое время". Я не хочу походить на них и воспринимаю мир таким, каков он есть".