В целом нерешительность объясняется естественными опасениями журналистов и аналитиков за безошибочность высказанного ими мнения. Но на то и дискуссия, особенно если она касается вопросов, обозначившихся под совершенно непривычным ракурсом.
Как бы не попасть впросак!
Печатные издания, как и подавляющая часть политэлиты, были, судя по всему, застигнуты врасплох встречей в Нью-Йорке глав внешнеполитических ведомств Грузии и России – Давида Залканиани и Сергея Лаврова. "Резонанси" и "Ахали таоба" (от 27.09.) резонно сделали упор на то, что контакты такого уровня отсутствовали больше 10 лет.
Поскольку эта встреча носила во многом символический характер, цель вплотную заняться решением наболевших проблем в отношениях двух стран перед ней не стояла. Возможно, по этой причине газеты предпочли ограничиться ссылками на официальные комментарии сторон, которые, как обычно, не выходили за рамки дипломатической сдержанности.
Упрекнуть прессу, конечно, трудно. Тем не менее и сама встреча, и ее фон, безусловно, давали повод для весьма интересных размышлений. Как случилось, что местом общения стал именно Нью-Йорк? Почему во время Генассамблеи ООН? О чем свидетельствует заявление Залканиани: мол, беседа была согласована с западными партнерами? Вдобавок, инициатором и посредником выступила Швейцария.
Нетрудно догадаться, что представители грузинского руководства подстраховались, лишив прозападную оппозицию ее главного козыря. Открытый протест способен, пожалуй, лишь усугубить череду последних поражений, поставив радикалов в неловкую ситуацию перед европейскими партнерами. Как и перед американцами, поскольку и Нью-Йорк почти наверняка был выбран неслучайно…
"Самая важная встреча за последние годы"- Тбилиси доволен переговорами с Лавровым >>
Но дело явно этим не ограничивается. Перечисленные нюансы можно истолковать как выходящие далеко за рамки встречи двух дипломатов высшего ранга и свидетельствующие о серьезных процессах, обозначившихся в мире. К сожалению, столь любопытные моменты и подробности остались вне поля зрения газетных аналитиков. Даже в меру официозная "Сакартвелос республика" (27.09.) уложилась всего в 12 строк на первой полосе.
Ударить – это способ привлечь внимание, а не что-то решить
Как же поведется себя теперь оппозиция? Хватит ли у нее мудрости проявить сдержанность? Или опять выплеснутся наружу традиционным формы самовыражения, мало чем напоминающие конструктивный настрой? Примечательна в этом отношении позиция гражданского активиста Дмитрия Бидзинашвили – одного из инициаторов акции протеста перед парламентом. "Мы будем постоянно создавать дискомфорт властям", - заявил он "Ахали таоба" (27.09.).
Право на протест есть, конечно, у всех граждан. Но желательно, чтобы протест нес в себе рациональное зерно. Тем более неуместны скандальные выпады, если ты априори наделен правом озвучивать свои идеи с высокой трибуны. Тем не менее это срабатывает, судя по ажиотажу, который был поднят в прессе в связи с поведением депутата Эки Беселия,.
У Беселия удивительный талант оказываться в центре внимания, вызывающего у всех вопросы. Скандальный протест в связи с выборами судей, громкий уход из правящей партии, откровенные видеокадры из частной жизни… Однако наплыв очередных бурных событий вытеснил ее имя с первых строк политических новостей. Не вызвало особого резонанса и создание собственной политической партии.
Даже начавшееся в понедельник заслушивание новых претендентов на кандидаты в члены Верховного суда ("Резонанси", 24.09.) не стало для читателей главной интригой - граждане глубоко разочарованы в судебной реформе в целом. Иное дело, когда в ходе заседания юридического комитета парламента ты ударяешь по лицу своего коллегу, как Беселия – Вано Зардиашвили ("Ахали таоба", 27.09.).
Борьба Беселия "за справедливость" переходит на новый уровень >>
Никто, похоже, толком не разобрался, за что и почему, но эффект!.. Тут же была забыта ее недавняя фраза в адрес председателя комитета Анри Оханашвили: "Знай свое место!" ("Резонанси", 24.09.). Как и приевшиеся угрозы выступить с разоблачительными фактами, затрагивающими руководство "Грузинской мечты" ("Резонанси", 27.09.).
Эке Беселия в который раз удалось оказаться в центре внимания медиа! Простым шлепком по лицу…
Законное беззаконие или наоборот?
А вот Саломэ Зурабишвили, скорее всего, предпочла бы, чтобы пресса оставила ее в покое. Не оставляет. Вторую неделю скандал с подписанным ею списком помилованных заключенных, в котором оказалось трое убийц, по-прежнему не сходит со страниц газет. "Реален ли импичмент президента?" – задает вопрос "Резонанси" (25.09.), и даже дает разъяснение юриста на этот счет.
Впрочем, "Асавал-Дасавали" (23-29.09.) не исключает и провокации – не случайно дело болезненно затрагивает известные в Грузии семьи. Журналист Манчо Гиоргобиани, например, уверена: президенту бомбу подложили специально. "Не понимаю, как она довела до этого дело?!" – недоумевает в "Квирис палитра" (23-29.09.) эксперт Мамука Арешидзе. В целом же, несмотря на энергичные протесты оппозиции, из тона публикаций чувствуется, что общество в целом снисходительно настроено в отношение просчета Зурабишвили.
Оно, скорее, склонно обвинять не ее, а сотрудника аппарата, положившего этот список ей на стол. "Если в действиях не будет обнаружено признаков преступления, вопрос импичмента вообще не встанет", - поясняет эксперт Рамаз Сакварелидзе ("Резонанси", 25.09.). "Может и Саакашвили помилован, а мы не знаем?", - иронизирует "Асавал-Дасавали", имея в виду пробелы в действующем законодательстве.
"Лично я против того, чтобы помилованию подлежали три категории преступлений: убийство, разбой и реализация наркотиков", - высказывает мнение аналитик Вахтанг Дзабирадзе ("Резонанси", 26.09.).
Примечательно, что скандалу этому пресса отвела на несколько порядков больше места, чем выступлению президента на Генеральной ассамблее ООН. Оппозиция до сих пор не смирилась с тем, что Зурабишвили была избрана на свой пост благодаря беспрецедентной поддержке "Мечты". На что Рамаз Сакварелидзе справедливо замечает в "Ахали таоба" (26.09.): "Сомневаюсь, что возможность выступить со словом в ООН дали бы от Грузии кому-нибудь другому".
Зурабишвили заявила в ООН о важности диалога с Россией и решении конфликтов >>
Выступление солидное и в нем были затронуты все важные темы, - считает бывший министр иностранных дел, политолог Ираклий Менагаришвили. - А если кто-то хотел ругани и криков, то это уже другой вопрос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции