Оппозиционные партии уже несколько дней блокируют парламент Грузии. Власти намекают, что, если протестующие не успокоятся, их разгонит полиция. Все это очень похоже на крупный политический кризис, но серьезность происходящего не стоит переоценивать. Правящая партия "Грузинская мечта" не потеряет власть из-за этих протестов. И мерить нынешние грузинские события 2012-м годом, когда власть потерял бывший президент Михаил Саакашвили, было бы неверно.
За постсоветские годы в Грузии появился своего рода шаблон политических перемен. Лидер приходит к власти на волне большой, не сказать страстной, народной поддержки. Потом он допускает ошибки, начинает своевольничать, устанавливает более или менее жесткий режим личной власти, теряет поддержку. Потом возмущенные граждане в едином (почти) порыве отрешают его от власти. Либо посредством вооруженного мятежа (Гамсахурдиа 1992), либо посредством массовых протестов (Шеварднадзе 2003), либо голосованием на выборах (Саакашвили 2012).
"Все против одного": массовые митинги в Тбилиси - хроника горячего дня >>
Тут бы и сказать, что вольнолюбивый грузинский, а особенно тбилисский народ не терпит диктатуры и свергает любого диктатора, когда тот начинает наглеть. Но не сказывается.
Вообще-то, Бидзина Иванишвили, лидер "Грузинской мечты" и неформальный правитель Грузии, действительно всех обманул. Летом, на почве другого политического кризиса, когда оппозиция устроила протесты из-за появления в парламенте страны представителя Государственной Думы России, он обещал, что следующие парламентские выборы пройдут по пропорциональной системе. На прошлой неделе голосование по соответствующим поправкам в конституцию было провалено мажоритарными депутатами "Грузинской мечты", и никто не верит, что это произошло без участия Иванишвили.
"Мечта" постепенно теряет популярность, особенно в столице. Зато в мажоритарных округах, как и любая постсоветская правящая партия, имеет хорошую фору. Сохранение смешанной системы на парламентских выборах 2020 года (ведь Грузия парламентская республика) означает для "Мечты" если не гарантию сохранения власти, то гарантию очень весомого присутствия в парламенте и возможности выбирать партнера по будущей коалиции. А оппозиция, особенно небольшие и не представленные сейчас в парламенте партии, с отказом от пропорциональной системы теряет шансы получить на выборах больше депутатских мест.
Так что протестов не могло не быть. Однако массовости – того самого единого народного порыва – не наблюдается. Воскресные митинги объединенной оппозиции и партии "Альянс патриотов" (она митинговала отдельно) собрали, по данным полиции, семь тысяч человек. Не так уж много для недовольного Тбилиси в выходной день. Нельзя, конечно, исключить, что все еще впереди. Но единой стратегии нет. К тому же среди тех, кто пытается заблокировать парламент, на первые роли выходят люди вроде Гиги Угулава, мэра Тбилиси при Саакашвили, а на эту публику у многих аллергия даже в оппозиционной столице.
Дело в том, что к октябрю 2012 года, когда Саакашвили лишился власти, он надоел действительно почти всем. Тогда в Грузии множество людей прошли через уголовные суды и тюрьмы, свеж в памяти был и передел собственности, устроенный прежним президентом после прихода к власти. При всех недостатках Иванишвили, такого за ним не водится. Можно полагать, что подворовывают, но и людям жить дают. В стране экономический рост. О его качестве можно спорить, но откуда – почти при любом правительстве в этой стране – возьмешь качество? Из трех постсоветских стран, подписавших соглашение об ассоциации с ЕС (Грузия, Молдавия и Украина), Грузия – наиболее приличная по качеству государственного управления и по уровню коррупции.
Обман с отказом от пропорциональной системы вещь неприятная. Но эта тема интересует больше политическую тусовку, чем широкую публику. Иванишвили это понимает. И в последнее время сознательно действует наперекор мнению тусовки.
Он сделал премьер-министром Георгия Гахария, бывшего министра внутренних дел, отставки которого требовали протестующие летом. Теперь же нарушил свое обещание, снизив шансы оппозиции на будущих выборах. Конечно, если ему придется сдать назад, все же уговорив мажоритарных депутатов проголосовать за нужные поправки, "Мечте" на выборах будет сложнее. Но если протесты оппозиции будут безуспешны, то и на выборы правящая партия выйдет в наилучшей форме.
Казалось бы, здесь есть замашки если не на диктатуру, то на продление своей власти, и Запад должен вмешаться. Но есть ли у Запада серьезные основания вмешиваться? С точки зрения внешней политики, практически все равно, находится ли у власти в Грузии "Мечта" или ее еще более прозападные по риторике оппоненты из "Единого национального движения" или "Европейской Грузии". И те, и другие будут делать, в общем, одно и то же.
Омбудсмен: пикетирование парламента Грузии - нарушение закона >>
А вот переход на пропорциональную систему, с точки зрения Запада, может повлечь не вполне предсказуемые последствия.
Грузинский политический мейнстрим – НАТО, ЕС, шансов враждебность к России – на самом деле, довольно хрупок. На выборах по пропорциональной системе больше шансов и у Нино Бурджанадзе, которая призывает сделать политику на российском направлении более трезвой, и у "Альянса патриотов" – консерваторов и евроскептиков, которые уже, имея фракцию в парламенте, посещают Россию для переговоров с депутатами Государственной Думы. Если смотреть глазами грузинского избирателя, то налаживание отношений с Москвой – это запрос почти всеобщий, а сближение с Россией поддерживает до трети граждан даже по американским опросам. И как оно повернется на выборах, никто сейчас не знает.
Так что платформа правящей партии сейчас прочнее, чем может показаться. Возможно, Иванишвили и согласится в итоге на выборы по пропорциональной системе, но сделает это с позиции силы, а не слабости.