ТБИЛИСИ, 7 дек — Sputnik. В процессе осуществления проекта строительства первого глубоководного порта в Грузии - Анаклия, сроки не важны, и все должны отложить в сторону политические интересы, заявил директор "Консорциума развития Анаклия" Леван Ахвледиани.
До конца 2019 года Консорциум должен представить соглашение об обязательствах заполнения капитала в размере 120 миллионов долларов, а также проект документа о получении финансирования от кредиторов. Финансовая сделка предусматривает получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов - EBRD, EIB, OPIC и NDB, но они требуют выполнения определенных условий, с которыми не согласно государство. Закрытие финансовой сделки переносилось уже шесть раз.
"Я не раз говорил, что разговор о сроках сегодня не в интересах проекта. Если мы говорим о проекте века, говорим о самом важном для Грузии проекте, тогда мы все должны отложить наши политические интересы. Поставить вопрос, что является самым главным для проекта и, соответственно, для страны", - заявил Ахвледиани журналистам.
Директор заверил, что консорциум делает все для продвижения проекта - продолжает переговоры с инвесторами, которые протекают довольно тяжело.
"На данном этапе, мы не можем назвать имена инвесторов, с кем проводим переговоры, но нам приходится работать в очень тяжелой ситуации. Очень сложно заверить инвестора, вложить огромную сумму, особенно в таком проекте, который находится в подобном положении", - сообщил Ахвледиани.
По его словам, потенциальные инвесторы очень обеспокоены и текущими политическими событиями в Грузии, где с 14 ноября в результате провала поправок в Конституцию о переходе на пропорциональную систему выборов, проходят уличные акции протеста.
В данный момент консорциум ведет переговоры с еще одним инвестором, который, как надеется компания, завершатся успешно.
Отсрочек больше не будет
Тем не менее, правительство Грузии однозначно решило, больше не продлевать консорциуму срок на закрытие финансовой сделки.
Как заявила журналистам вице-премьер, министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили, с учетом того, насколько глубоководный порт нужен стране, важно, чтобы он в скором времени вошел в эксплуатацию.
"Сам консорциум и его основатели не раз делали заявления, что в то время, когда на Черном море активная конкуренция между портами, нам нужно ввести его в эксплуатацию в ближайшем времени", - заявила Цкитишвили.
Цкитишвили выразила сожаление в связи с тем, что у консорциума проблемы с привлечением финансирования, и этот процесс длится последние два года.
Американская компания все же не будет участвовать в строительстве порта Анаклия >>
С заявлением Ахвледиани, о важности отложить политические интересы, и думать о проекте Цкитишвили полностью согласилась, добавив, что консорциум должен признать, что не может осуществить этот проект, поэтому должен дать правительству возможность, без всякого спора перейти на следующую фазу его выполнения.
"Чтобы проект не оказался в опасности, необходимо принять своевременные решения. Это означает, что если мы видим, что консорциум не может выполнить свои обязательства, будут задействованы все пункты существующего инвестиционного договора. Это означает, что следующей отсрочки не будет", - сообщила вице-премьер.
Вице-премьер отметила, что государство использует те права, которые у него есть в рамках договора. А возможное прекращение отношений с консорциумом, ни в коем случае не означает провал проекта.
Чем грозится консорциум
Как ранее заявил глава консорциума Ахвледиани, если правительство разорвет сделку, Консорциум обратится в международный арбитражный суд.
"Что касается возможной тяжбы в арбитражном суде, будет жаль, если консорциум примет такое решение, так как это действительно затормозит быстрое осуществление проекта", - ответила Цкитишвили.
Проект века
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен соединить Восток и Запад.
"Консорциум развития порта Анаклия" основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Позже к ним подключились американская компания SSA Marine, а также British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария). Однако Conti International LLC в августе заявила о намерении покинуть консорциум, и теперь он остался без главного инвестора.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начали работы по углублению дна до 16 метров. Однако на этом все и остановилось.
Общая стоимость проекта 2,5 миллиарда долларов США.