Соглашения о механизмах таможенного администрирования и мониторинга товаров удалось достичь после того, как в 2011 году Грузия сняла вето на вступление России в ВТО, но лишь с тем условием, что через неподконтрольные официальному Тбилиси Абхазию и Цхинвальский регион (Южная Осетия) пройдут торговые коридоры из РФ, а также стороны пригласят международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки.
"Вопрос мониторинга грузов, кто бы что ни говорил, не столько экономический, сколько он, в первую очередь, политический. Поскольку сейчас правительство Грузии находится под сильнейшим давлением со стороны оппозиции и других представителей гражданского общества, которые обвиняют власти в пророссийском курсе, правительство не будут форсировать вопрос, прогресса я бы не ожидал", – заявил Сихарулидзе Sputnik Грузия.
Для осуществления мониторинга грузов Грузия и Россия подписали соглашение со швейцарской компанией Société Générale de Surveillance SA (SGS). Она должна контролировать поток грузов через реку Псоу (Абхазия), через Рокский тоннель (Южная Осетия) и через "Казбеги - Верхний Ларс", то есть на единственном официально действующем сегодня ТПП.
Абхазия и Цхинвальский регион не контролируются центральными властями Грузии с начала 90-х годов прошлого столетия. После августовской войны 2008 года Москва признала независимость этих территорий, а Грузия в ответ разорвала с Россией дипотношения.
В условиях отсутствия дипломатических отношений диалог между Грузией и Россией поддерживается лишь в рамках международных Женевских дискуссий и регулярных встреч дипломатов двух стран в Праге. Формат пражских переговоров был запущен в декабре 2012 году, после смены власти в Грузии. Абашидзе и Карасин обсуждали вопросы, связанные с торговлей, туризмом и гуманитарные вопросы.