Это, действительно, редкий случай, когда испанцам нравится фламенко в исполнении гитариста из другой страны. Поскольку в Испании верят, что фламенко – это музыка их души. Однако грузину Сабе Иберо все же удалось завоевать расположение местных меломанов.
До того, как Сабу Иберо узнала широкая публика, парень окончил в Испании Академию фламенко, а затем – магистратуру. Его музыка – "вплетенные" в фламенко грузинские мотивы и ощущения, переданные в форме мелодии. В Испании его уже хорошо знают как автора-исполнителя песен, а его компакт-диски пользуются большой популярностью.
В 2015 году молодой мужчина осуществил свой первый соло-проект вместе с Севильским симфоническим камерным оркестром. На том концерте Иберо представил собственную музыкальную версию грузинского "Хоруми" и одной из диалектических разновидностей фламенко - "таранты". А во Франции музыкант дал уже пять концертов вместе с симфоническим оркестром.
Когда скончался Пако Де Люсия, буквально обожествляемый испанцами, попрощаться с ним пришли чуть ли не все известные исполнители фламенко. Тогда брат Пако выступил под музыку Сабы Иберо. И этим многое сказано.
- Ваша жизнь поделена на две части – до Испании и в Испании. Каким вы были "до", какие цели вами двигали, входило ли в ваши планы отправиться в Испанию?
- В ту серую эпоху было сложно кем-то быть, но я все же благодарю то время. Потому что оно обострило во мне жажду жизни. Для 18-20-летнего юноши тогда этот адреналин был важен для поисков новой жизни, для контакта с миром и, главное, для проникновения в поток большого искусства. Стоит также сказать, что я и в Грузии не терял времени даром. Все время чем-то занимался. Шесть лет работал на различных телеканалах, параллельно играл, даже пел в народном хоре… Все это было в моей "прошлой", первой жизни, некоторый опыт из которой я активно использовал и в Испании. Увидеть эту страну я мечтал с детства, но желание жить в ней появилось несколько позже. Для принятия окончательного решения мне понадобились последние три года, потому что это был самый сложный шаг. Я знал, что надолго оставляю семью и выхожу на фронтовую линию жизни. Это было нелегко, но мне следовало рискнуть.
- Когда вы поняли, что гитара – ваш музыкальный инструмент, то есть главное оружие на "фронтовой линии жизни"?
- Вспоминая путь, пройденный мной за 14 лет, я понимаю, что гитара, действительно, главное "оружие" моей жизни, которое помогло мне победить в "жизненной войне". Это я понял еще до поездки в Испанию, когда посчитал, что инструмент – неотъемлемая часть моих души и тела. На ней мне предстояло исполнять музыку совершенно сумасшедшего и страстного стиля. Музыку, называемую фламенко, где объединены страсть, любовь и грусть. Большую роль сыграл тот момент, когда я впервые послушал запись исполнения легендарного гитариста Пако Де Люсия – в конце 90-ых годов. Тогда в Грузии не так-то легко было отыскать музыку такого жанра. Его творчество и совершенно сумасшедшая манера игры на гитаре еще больше углубили во мне интерес и придали внутреннюю уверенность, что в будущем и я смогу жить гитарой. Она стала моей каждодневной духовной пищей. С ней я провожу по 7-8 часов в сутки. Никогда не мог себе представить, что этот вырезанный из дерева маленький кусочек может столько сказать и быть носителем такой большой души.
- Учеба в Академии фламенко – наверное, мечта всех гитаристов? Вы ее исполнили.
- Моим первым выбором и целью было именно это – попасть и учиться в самой лучшей академии фламенко. Там звучали как раз те испанские мелодии. Я знал, что, учась там, я встану на путь большого искусства. В Грузии мечты об этом были лишь иллюзией. Я никогда не верил и не верю в везение, тем более в непонятные надежды. Всегда верил и верю в себя, в самоотверженный труд и во внутреннюю уверенность. Если эти три фактора хорошо осознаны, то можешь смело говорить, что ты – музыкант.
- В Испании в музыкальной сфере большая конкуренция, и для грузина, наверное, там утвердиться было не так уж легко?
- В Испании ничего не легко. И я всего добился ценой большого труда и энергии. Когда знаешь, что вокруг тебя столько гитаристов-конкурентов, и хочешь оказаться на переднем плане, это сложно. Самой большой трудностью было не видеться с семьей и отсутствие документов, то, что я не мог выехать из страны. А нелегальное положение еще больше осложняло ситуацию. Но я хорошо осознавал, что шел на такие жертвы ради музыки.
- Рассказываете ли вы испанцам о Грузии?
- Конечно! Много историй о Грузии я рассказывал не только испанцам, но и представителям других стран. Они проявляют настолько большой интерес, что после моих рассказов многие побывали в Грузии и вернулись оттуда совершенно очарованными.
- В одном из ваших клипов вы стоите на пустынной дороге. Потом садитесь на фаэтон и оказываетесь в каком-то историческом месте, где играете на гитаре мелодию. Мне показалось, что этот сюжет символически отражает вашу жизнь. Так ли это?
- Хороший вопрос. Между прочим, это мой первый клип, в котором показан трудный и длинный путь музыканта-эмигранта. Автором его сценария и режиссером являюсь я сам. На этом пути - одиночество и всегда поиск чего-то нового.
В связи с вашим вопросом вспомнил одну реальную историю, приключившуюся со мной 14 лет назад, когда я впервые приехал в Барселону. Меня должен был встретить один тбилисский знакомый, но не встретил. И я совершенно один оказался в непонятной ситуации. Город был от того места далеко, и вдруг в моем воображении я явно "увидел" большое пространство. Наверное, это был тот длинный эмигрантский путь, который мне предстояло пройти. Когда стемнело, аэропорт почти опустел. Вдруг какой-то водитель крикнул мне из автомобиля – мол, могу подвезти до центра Барселоны. В том клипе, о котором вы говорите, это я и отразил. Идешь по какой-то неизвестной дороге, и вдруг случайно проезжающий фаэтон довозит тебя до океана. Океан – именно то большое пространство, которое встречает тебя за пределами родины.