Добрейшего вам утра! Сегодня мы принимаем такого великого мастера и удивительного человека, что я не сомневаюсь: когда он поднимется по нашей, от времени чуть покосившейся и оттого немного шаткой лестнице к нам на балкон, да к тому же еще и подаст голос, то проснутся не только цветы, но и весь мир.
Говорить о нем очень сложно, поскольку он прошел удивительно бурную, интересную и полную противоречий жизнь. Потому я скромно попытаюсь задержать ваше внимание на нескольких, на мой взгляд, самых интересных эпизодах из жизни этого талантливейшего человека.
Федор Шаляпин родился в семье крестьянина и у него было довольно трудное детство. Напившись, его отец часто притеснял мать, чудную женщину, бессловесно все сносившую и начинавшую петь печальные песни, когда становилось уже совсем невмоготу.
Несмотря на это, Федор вспоминал, что его отец не был похож на крестьянина - трезвым тот был крайне ухоженным и изящно одетым, и сапоги носил до блеска начищенные. У него была такая красивая прическа, какой, по словам Шаляпина, он нигде и никогда не видел.
Маленький Федя также с детства запомнил необыкновенный голос своего дяди Доримедонта и те редкие народные праздники, когда хоть ненадолго забывались и нищета, и частые дебоши отца, и горечь матери.
В 9 лет у Шаляпина обнаружился замечательный голос и абсолютный слух. Его привели в церковный хор. А в двенадцатилетнем возрасте Федор впервые попал в театр, где шел спектакль "Русская свадьба", и этот день стал в его жизни решающим - он "заболел" театром.
В 1890 году Шаляпин исполнил первую сольную партию в уфимской оперетте, в опере Монюшко "Галька", где заменял актера, который заболел прямо накануне спектакля. Самому Шаляпину это представление запомнилось более всего тем, что на сцене он сел мимо стула и оказался на полу. Говорят, что впоследствии он все время со страхом тщательно проверял стул, прежде чем садиться. Этот дебют для 17-летнего Шаляпина стал знаменательным.
В 1894-1895 годах творчество Шаляпина было связано с Санкт-Петербургским Мариинским театром, где он выступал на ведущих ролях.
По оценке самого Шаляпина, самыми важными в его творчестве были 1896-1899 годы, когда по приглашению русского мецената и замечательного человека Савы Мамонтова, он переехал в Москву, начав работать в "Частной русской опере". Он впервые почувствовал полную творческую свободу, поскольку Мамонтов ему сказал: "Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите!"
Примечательно, что "Мефистофелем" Шаляпин был дважды. В первом случае - в опере Бойто "Мефистофель", во втором - в опере Гуно "Фауст". Как-то он сказал: "Моих Мефистофелей хвалят все".
За выступлениями в Милане последовали гастроли в Рим, Монте-Карло, Берлин, Нью-Йорк, Лондон, Париж. Шаляпинский бархатный, божественной красоты голос (его даже назвали "золотым горлом") покорял зрителей по всему миру.
Между прочим, во время гастролей в Нью-Йорке, когда он проходил через таможню, его кто-то узнал и воскликнул: "Смотрите, это же златогорлый Шаляпин!" Но таможенник, видимо, ни в искусстве, ни в художественных сравнениях не разбирался и срочно потребовал рентген горла певца.
Несмотря на то, что Шаляпин был прославленным на весь мир, профессионалы утверждали, что у его голоса были чисто русское звучание и тембр. Максим Горький заявлял, что "в русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин".
Отдельно хотелось бы выделить тему эмиграции Федора Шаляпина. Решение покинуть Россию далось ему нелегко. Думал долго. Он вспоминает, что когда в 1922 году принял это решение и вместе с семьей стоял на палубе, корабль отчалил, он снял шляпу и поклонился провожавшим его актерам любимого Мариинского театра. По воспоминаниям Шаляпина, им овладела тоска, поскольку он знал, что на родину сможет вернуться нескоро. Но насколько нескоро, этого он, действительно, представить не мог.
24 августа 1927 года, по решению правительства России, его лишили звания Народного артиста и запретили возвращаться в Советский Союз.
Интересно, что в 1956 году советское правительство рассмотрело вопрос о возвращении ему звания Народного артиста, но решение тогда принято не было. Это произошло лишь в 1991 году, спустя 53 года после смерти певца.
Федор Шаляпин умер в 1938 году в Париже. А в 1984 году его тело было перезахоронено в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Я могу еще многое рассказать о его кинематографических образах, его таланте художника и скульптора, его необыкновенном чувстве юмора, его личной жизни. Но, как говорил Козьма Прутков, "никто не обнимет необъятного".
Впрочем, один эпизод я все же не могу обойти, просто не могу.
Желаю вам красивого, счастливого и преисполненного любви дня!