В этот день Sputnik Грузия вспоминает наиболее интересные высказывания знаменитого исполнителя о творчестве, жизни, увлечениях и о самой большой его любви – Грузии.
О пении
— Я красотой никогда не блистал, всегда брал пением.
— Мне девять раз предлагали остаться за рубежом, и каждый раз – в разных странах.
— Я знаю свое время, поэтому уйду со сцены в нужный момент и уступлю дорогу молодым талантам.
— В советское время у иностранцев было однобокое представление о нас, артистах, как о сувенирных матрешках.
— Став певцом, я попал в ранг небожителей.
— Я без пения жить не хочу. И когда в Германии после операции фантастического хирурга он зашел ко мне и мы беседовали, когда я ему сказал, что я без пения жить не хочу, он говорит: "А вам не надоело? Вы так много пели". Я говорю: "Не только не надоело, но сейчас хочу начать и до конца жизни петь".
О футболе
— Горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина.
— Я сам бывший футболист. Когда в эту игру играют профессионалы, интеллектуалы, наслаждаюсь. Я болею обычно за Испанию и Италию на чемпионатах. Очень люблю Роналду и Месси.
— Российский футбол - это ужас, это просто ужас. К сожалению.
О Грузии, грузинах и национальной кухне
— Очень трудно сказать, что такое кавказская кухня. Потому что, если взять только Грузию, там 33 народности и в каждом ущелье своя кухня. У кахетинцев - одно, у мегрелов - другое, у имеретинцев - третье. По-разному все готовят, но здорово. Горцы совсем по-другому подходят к еде - там у моря другие продукты и вина тоже другие… Самая богатая и лучшая кухня, я считаю, у имеретинцев. Хотя вот здесь, в Москве, очень большой успех имеет мегрельская кухня.
— Я люблю тоже мегрельскую кухню. Хачапури, харчо. У меня была история. Я поехал в Италию учиться и месяцев восемь ел сплошные макароны… Денег не было. Я написал письмо моему педагогу: "О, маэстро, как я соскучился по томатному соусу, по эларджи (это каша из кукурузной муки с сыром), по жареному цыпленку!" А через месяц получаю письмо: "Мы тоже об этом мечтаем, о такой еде". Тогда ведь был дефицит…
— У меня была мысль позвать замечательных солистов-грузин. И сделать такой концерт - грузины, одни грузины. Надеюсь, все получится. Очень жаль, если я не спою по состоянию здоровья. Поэтому, если не буду петь, не буду проводить юбилей, не хочу. Мне без музыки и пения не жить.
— Когда я два года жил и учился в Милане, то понял, что за пределами России у людей совершенно другие ценности. Там не думают, хороший ты человек или плохой, а думают, что от тебя можно взять. Какая польза от дружбы с тобой. Там у каждого свой круг общения. И когда я понял отношения людей, меня потянуло на родину.
— Грузинские тосты - это всегда аванс на то, что ты станешь хорошим человеком.
— На лобовом стекле "Оки" лежала записка: "Батоно (с груз. "господин") Зураб, поменяйте машину, не позорьте нацию".
О жизни
— Сколько себя помню, никогда на жизнь не жаловался. Я и сейчас не за себя боюсь, а за близких. Мне жалко тех, кто со мной рядом, моих родных. Я знаю, как они за меня переживают, особенно моя супруга. Вот это и есть моя боль, мой страх, моя жалость.
— Я не буду пить за ваше здоровье, чтобы вы были здоровыми, я не буду пить за то, чтобы вы стали богатыми, все это было на "Титанике", я желаю вам удачи.
— Я хорошую жизнь прожил, я счастливый человек.