Все издания однозначно сходятся на том, что мир уже не будет таким, как раньше. Он изменится. Но как? Несмотря на явный драматизм ситуации, приверженцы консервативной и либеральной модели, судя по всему, не прочь продолжить перетягивание политического одеяла. При этом почти забыта такая еще недавно острая тема, как парламентские выборы и сроки их проведения. Изменилась лишь точка отсчета, которой стал коронавирус.
"Грузия – лучшее место на земле"
Утверждение, конечно, несколько претенциозное. Но пока грузинским инфекционистам и эпидемиологам (мы им искренне аплодируем), действительно, удается чудом сдерживать спонтанное распространение COVID-19. И, пожалуй, самой емкой оценкой их усилий стали слова посла Евросоюза Карла Ханцеля ("Резонанси", 27.03.): "Грузия – лучшее место, где я бы мог находиться в это сложное время". Фразу иностранного дипломата подхватили практически все СМИ.
Статистика заболеваний в стране, вопреки ожиданиям, растет не геометрически, а арифметически. Это, кстати, избавило ежедневные газеты от необходимости поспешных выводов, а менее поворотливым еженедельникам дало возможность более адекватно анализировать и оценивать ситуацию. Хотя взгляды на "поствирусное" политическое будущее страны и мира у всех сильно расходятся.
Никогда еще система глобализации не испытывала на себе такого удара, утверждает аналитик Рамаз Сакварелидзе ("Асавал-Дасавали", 23-29.03.).
Впрочем, газета, похоже, провокационно здесь же приводит циничное возражение журналистки Тамар Черголеишвили: "Корона никаких планов нам не сорвала! Напротив – пострадавшая экономика устраивает оппозицию". Тем не менее, обычно склонная к критическим оценкам "Ахали таоба" (26.03.) признает устами политолога Петре Мамрадзе – правительство Грузии заслуживает аплодисментов наряду с врачами. И подтверждает это мнение словами эксперта Торнике Шарашенидзе (24.03.): "Гахария оказался нормальным менеджером".
Не обошлось, правда, и без критики. Такой последовательный поборник демократии, как Ладо Садгобелашвили, даже упрекнул власть за то, что она не стала создавать в стране карантинные лагеря! (26.03.). Похоже, у гражданского активиста попросту сдали нервы. Тем более негативную общественную реакцию вызвала на фоне карантина, объявленного для жителей Марнеульского и Болнисского районов, оппозиционная акция в Зугдиди. Бесплатная раздача защитных масок привела к опасному скоплению народа ("Резонанси", 27.03.). "Делаем одно – получается другое", - с сожалением признал в "Ахали таоба" (27.03.) один из лидеров "Нацдвижения" Ника Мелия.
Впрочем, самой объективной оказалась, наверное, спонтанная оценка, с которой одна из наших соотечественниц столкнулась в Нью-Йорке. Провизор в аптеке, обратив внимание на незнакомый акцент, спросил, откуда она. Узнав, что из "Джорджии", вдруг начал аплодировать. Аплодисменты тут же подхватили посетители, и они не стихали минут пять ("Резонанси", 26.03.).
Если не можешь победить
В жизни существует не отличающаяся особым благородством, однако практичная формула: не можешь победить – присоединись к победителю. В политике она очень "популярна", и часто при отказе от непримиримых выпадов самолюбиво облекается в форму всевозможных подбадривающих советов власти. Пресса буквально пестрит ими.
Вот броские шапки первой полосы лишь одного из номеров "Ахали таоба" (27.03.).
Лидер "Грузинского марша" Сандро Брегадзе – "Власть должна потрясти миллионеров!" Бывший парламентарий Бидзина Гуджабидзе – "Власть должна проконтролировать действия национального банка и коммерческих банков". Юрист Леван Алапишвили – "Советую правительству: социальный фон очень тяжелый, и сейчас не время бояться!" Правозащитник Шалва Хачапуридзе – "Надо выпустить из тюрем сравнительно менее опасных заключенных".
Рекомендации политиков зачастую еще более масштабны, категоричны и конкретны.
Лидер "Европейской Грузии" Гига Бокерия в качестве меры борьбы с экономическими последствиями коронавирусной пандемии выступает за прекращение пенсионной реформы и возвращение людям денег из пенсионного фонда ("Резонанси", 27.03.).
Налицо даже попытки наделить историю сослагательным наклонением. "Будь президентом Америки в 1991 году Дональд Трамп, а не Джордж Буш, - пишет профессор Игорь Квеселава, - никто бы не посмел тронуть Звиада Гамсахурдия" ("Асавал-Дасавли").
Весьма знаменательно, что правительство успевает не только контролировать ситуацию внутри страны, но и старается оказывать поддержку соотечественникам за рубежом. В том, числе установив контакт с болеющими вне страны грузинскими гражданами ("Квирис палитра"). Но и на таком фоне нашлось немало желающих воспользоваться ситуацией. Установлено, например, что фейк об объявлении всей Грузии карантинной зоной был отправлен из офиса Пааты Бурчуладзе. Припертые к стенке сыновья прославленного певца объяснили, что хотели пошутить ("Квирис палитра", 23-29.03.).
"Не акцентируйте внимание на своих политических и личных интересах и различиях!", - призывает в "Ахали таоба" (25.03.) певец Лаша Глонти. И трудно с ним не согласиться.
Надо ли верить в чудеса
Вопрос далеко не праздный. Особенно когда довериться Всевышнему и поверить в чудо нас призывает в "Асавал-Дасавали" профессиональный медицинский эксперт Майя Николеишвили.
Пик коронавируса в Грузии может прийтись на Пасху, пишет "Резонанси" (25.03.). И этот фактор, помимо сугубо религиозного, получил достаточно очевидный эпидемиологический и политический оттенок. Один из лидеров националов Хатия Деканоидзе, подчеркнув в "Ахали таоба" (24.03.), что требование не собираться больше 10 человек касается всех, открыто сделала намек в адрес Грузинской церкви. А народный защитник Нино Ломджария пояснила, что ЧП не касается проведения богослужений, но ограничивает присутствие прихожан.
Словно предвидя это, Патриархия предупредила, что ее собираются обвинить в распространении инфекции. При этом иерархи утверждают, что во всех храмах строго соблюдаются требования эпедимиологов, причем, в автобусах и супермаркетах собирается гораздо больше людей ("Резонанси", 26.03.).
"Асавал-Дасавали" возмущается: "Грузинские либералы хотят, чтобы духовенство призвало верующих не ходить в храмы и заявило, якобы посещать дом Божий опасно".
Правительство ведет себя сдержанно. Вице-премьер Майя Цкитишвили деликатно выразила надежду, что священнослужители в данном вопросе встанут рядом с властями ("Квирис палитра").
Казуистическое толкование этого извечного спора высказал в "Ахали таоба" (23.03.) теолог Леван Абашидзе: "Не надо обязывать Господа совершать чудо тогда, когда ты этого пожелаешь!"
Ну и пару слов о коллегах. Как на удивление самокритично признали "Ахали таоба" (24.03.) и "Квирис палитра", для грузинских журналистов это повод отучиться, наконец, бесцеремонно совать под нос респондентам свои микро- и диктофоны!