Вот уж никогда не подумала бы, что наша детская забава перепрыгивать через костер имеет отношение к празднику Пасхи. Оказывается, самое что ни есть прямое. Потому как сие действо происходит аккурат перед Пасхой, в Страстную неделю. Хотя по сути, в Грузии экстремальный аттракцион под названием чиакоконоба берет начало из языческих времен.
Великая или Страстная пятница: что нельзя делать, приметы и суеверия >>>
Разжигая костер, люди вроде как устрашали, разгоняли злых духов. Сподручный для розжига материал мы собирали в детстве весь день. А с наступлением темноты разжигали костер и с разбега через него перепрыгивали. Не все, конечно. Впрочем, перепрыгивание через костер – это так, лишь малая часть традиций, сопутствующих празднику Пасхи.
Масленица
Масленица (на грузинском квелиери), которая предваряет Великий пост, отмечалась в Тифлисе неистово и бурно.
Город-праздник готовился к наступлению тихих и степенных дней. Как любой другой праздник, Масленица начиналась с приготовления гастрономических изысков. Тифлисские хозяйки принимались за выпечку назуки, кады, булочек и других сладостей.
Почти в каждом дворе развешивали качели (саканела). Девушки одевшись понаряднее, выгуливали свои праздничные наряды. Усаживались на качели и раскачивались, мечтая о принцах на белых конях.
В этом смысле мало что претерпело изменения, и разговоры у девушек все те же, и души прекрасные порывы. Разве что место дислокации поменялись с качелей на бары и кафе. У женщин постарше и удовольствия были посолидней. Они собирались на балконах, верандах и крышах домов. И развлекались разговорами, песнями и танцами.
У мужчин были другие развлечения. На пустырях, что находились в районах Авлабар и Кукия, проходили кулачные бои. Ни одно масленичное гулянье не обходилось без уличных музыкантов мествире и облаченных в вывернутые шубы ряженных бериков.
Последние плясали, пели, подражали животным, чем неизменно вызывали восхищение публики. Все это веселье завершалось карнавалом – Кееноба.
Ранние свидетельства о праздновании Кееноба в Тбилиси рисуют развернутые действия, главное содержание которых составляло противостояние персидских и грузинских войск. Кееноба начинали праздновать с раннего утра. В условленном месте собиралась инициативная группа, выбирали кеени – главное действующее лицо, которому полагалось "быть" шахом, участников его потешной свиты – женщин для гарема, визиря, казначея и других. И двигались шествием на город.
Свиту неизменно возглавлял визирь, гарцующий верхом на облезлом и старом осле. При этом он активно размахивал шашкой и наводил на всех страх. За ним важно следовал главный виновник торжества, опять же на осле – кеени, ну и вся преподобная компания. Притом, выглядели герои дня довольно карикатурно. Кеени был одет в вывернутый наизнанку овечий тулуп. На голове торчала войлочная шапка и лицо у него было выпачкано сажей.
Массовое представление, как правило, сопровождалось игрой на зурне и сазандари. Карикатурная процессия часто останавливалась у торговых лавок. Хозяин лавки должен был в знак уважения отстегнуть какую-нибудь сумму кеени, который ходил вместе с членами своей свиты и собирал условную подать. При этом, если вдруг свите с мнимым шахом показалось бы, что хозяином лавки выказывалось недостаточное почтение и уважение, нерадивый владелец лавки подвергался насмешкам, физической расправе и конфискации имевшихся при нем средств.
Время шло, свита и сама традиция обогащалась персонажами, видоизменялась и с упорством отчаянного жизнелюба продолжала жить. Вопреки тому, что власть всячески боролась с традицией, пытаясь ее искоренить. В 1893 году тифлисцам разрешили устроить эти шествия только в трех районах города – Вере, Авлабари и Ортачала. Причем шествие считалось санкционированным до 12 часов дня. А на следующий год полиция и вовсе запретила его проведение.
Кудианоба и бобола
С наступлением Великого поста большинство тифлисцев отказывались от развлечений. Зато пускалось во все тяжкие по окончании поста. В среду, на страстной неделе, грузинское и армянское население праздновало кудианоба (праздник чертей) или чиакоконоба.
По поверью, в тот день вся нечисть (кудиани – хвостатый) собиралась, чтобы поизобретательнее насолить люду человеческому. Ну а человечество должно было отразить демонический удар.
Для этого с наступлением сумерек в каждом тифлисском дворе разводили костер, через который каждый домочадец должен был перепрыгнуть не менее трех раз. И не просто высоко задирая ноги, но и произнося магическое заклинание. Да-да, именно так.
На случай, если эти заклинания не остановили бы чертей, предки придумали стращать хвостатых ветками шиповника. Колючими ветками накрест они баррикадировали окна и печные отверстия. Считалось, что черти боятся колючек.
По этой самой причине в тот день люди цепляли на себя иголки, булавки. Но и это еще не все.
Почему-то чертям приписывали любовь к кошкам. Будто в этот самый день черти с удовольствием седлали наших братьев меньших. Поэтому несчастных животных в упомянутую среду прятали под замок. А еще ставили у дверей шампур, на всякий случай. Чем черт не шутит, причем в буквальном смысле. Впрочем, несмотря на все эти страшилки, праздник этот отличался весельем.
С наступлением Великого поста в каждом доме вывешивали великопостное пугало – боболу. Пугало представляло собой огромного размера луковицу, в которую втыкали перья домашней птицы. Перьев должно было быть ровно семь, по количеству великопостных недель. По прошествии каждой недели из бобола вынимали по перу. С последним пером пугало выбрасывали и радовались наступлению Пасхи.
Джоджооба и джигитовка
И наконец, сама Пасха. Она встречалась торжественными молебнами в тбилисских церквах. В пасхальные дни многие тбилисские церкви отмечали свои храмовые праздники.
Так, в самый день Пасхи вечером отмечался праздник армянской Норашенской церкви, а на следующий день, в понедельник, грузинские богомольцы отправлялись в Коджори, чтобы принять участие в храмовом празднике местной церкви святого Георгия.
Вечером того же дня грузины стекались к Анчисхатскому собору, а армяне к Сурб Нишанской церкви, храмовые праздники которых отмечались в первый понедельник после Пасхи. На следующий день, во вторник, отмечался день грузинской Троицкой и Джиграшенской церквей.
Прихожане приходили обычно в праздничной одежде. Выполнив полагающиеся по случаю церемонии и отбыв положенное время в церкви, прихожане устраивались во дворе, где разворачивались пляски и пение под аккомпанемент зурны, ствири и димплипито.
На пасхальной неделе, а именно во вторник, жительницы Тифлиса отмечали додооба – День святого Додо. Ритуальная церемония проводилась на скалистом месте в районе Авлабари. В скальной породе было много расщелин и небольших пещер. В одной из них, по преданию, жил святой Додо, сподвижник Давида Гареджийского, удалившийся впоследствии вместе со своим учителем в Гареджийскую пустыню.
В этот день по узкой тропинке к пещере святого Додо двигалась длинная вереница женщин. К месту приходил тот, у кого кто-либо из близких был вдалеке от дома, в плену, тюрьме. Считалось, что святой Додо покровительствовал несчастным.
В этот день можно было узнать о судьбе близкого по поведению ящериц, обильно населявших скальные расщелины. Каждая женщина, посещавшая в этот день пещеру, приносила с собой кусочек сахара. Кинув его на камень, она ждала, когда ящерица приблизится и начнет лакомиться. Встав на колени, женщина внимательно наблюдала за юрким животным, обращая к нему свою просьбу.
Если ящерица смотрела женщине прямо в глаза, это считалось хорошим предзнаменованием, предвещавшее скорое возвращение отсутствовавшего. Даже с сильно развитым воображением сложно визуализировать телепатический сеанс с ящерицами. Между тем, в XIX веке обряд кормления ящериц стал главным содержанием дня святого Додо. Даже праздник стал называться Джоджооба – от слова джоджо – ящерица.
Почему Великий четверг называют Чистым? История и традиции >>>
Пасхальная неделя завершалась двумя праздниками. Вечером первого воскресенья после Пасхи армянское население города торжественно отмечало храмовый день Ванкского собора, а днем все население без различий в вероисповедании веселилось на традиционном празднике "Квирацховлоба" (животворное воскресение).
В сей знаменательный день тифлисцы снаряжались в паломничество к кукийскому предместью. Людей, направляющихся к Красной горке, было так много, что это чем-то смахивало на великое переселение.
Добравшись до цели, народ растекался по возвышенности, проводя весь день в увеселительных мероприятиях. Ну а тут уже все соразмерно регламенту эпохи – зурначи, звуки сазандари, джигитов, плясок, пения, дружеских застолий. Развлечений у наших предков было не меньше, если не больше нашего.
А тогда вместо того, чтобы в экраны пялиться, народ наблюдал за джигитовкой, например. Знаете, что из себя представляет эта игра? Лихой наездник на коне врезался в группу всадников. Последние обрушивали на смельчака град палочных ударов, от которых тот должен был увернуться, показав ловкость и умение управляться с конем.
Остросюжетная "Берикаоба": как в Грузии празднуют масленицу - фото >>>
Пасха у тбилисцев традиционно ассоциируется с наступлением весны, новой жизни. Предки наши в эти дни отправлялись на природу, в сады. Увы, мы себе этого в условиях пандемии и карантина позволить не можем. Но карантин карантином, а праздник-то Пасхи никто не отменял.
В Великий четверг, как и положено, люди смыли с себя вселенскую пыль, как велит христианская традиция. Помните Тайную вечерю? Как в самом начале Вечери Христос омыл ноги Своим ученикам, показав тем самым им пример истинного смирения и служения ближнему.
В пятницу даже самые заядлые атеисты красят яйца. Красить, охлаждать, а потом, примерившись, биться ими – один из самых любимых ритуалов детства, кстати. Ну а в воскресенье будут поминать усопших. Так, в целом, праздник Воскресения Христова пройдет без изменений. Он, как говорится, был, есть и будет.