Всеобщая самоизоляция на его каждодневной жизни сильно не отразилась. По состоянию здоровья он не выходит из дома уже около года, а любимую собаку Чару выгуливает помощница. История Великой Отечественной войны – тема, о которой Глеб Николаевич может часами захватывающе рассказывать.
Сын штабс-капитана царской армии, участника Первой мировой войны Николая Яковлевича Острожного – Глеб родился в Батуми в 1924 году. О том, что началась война, юный Глеб узнал во время выпускного вечера.
"В 1941-м был первый выпуск учеников, окончивших нашу среднюю школу в Батуми. Торжественный вечер был назначен на воскресный день – 22 июня, в Доме учителя. Через несколько дней стали регулярными полеты немецких разведывательных самолетов", – вспоминает уже в который раз за свою долгую жизнь Глеб Николаевич.
Юноша решил поступить в Ленинградское высшее инженерно-техническое военно-морское училище, но получил отказ, так как прием заявлений был завершен. В августе 41-го года Глеб поступил на строительный факультет в Тбилиси. Проучившись два года, он был мобилизован и стал служить в зенитных войсках в Коджори, а оттуда в конце 1943-го был отправлен в Гороховецкие лагеря, где располагался Артиллерийский центр СССР со своими учебными базами и научно-исследовательскими институтами. Там осуществлялось испытание новейших артиллерийских систем.
Уже через три месяца его ждала разведшкола, после окончания которой Острожный попал в отдельную разведчасть при I-ом Украинском фронте. В январе 45-го получил легкое ранение и был направлен в оперативный отдел штаба 10-го Артиллерийского корпуса прорыва РГК на должность завотделом совершенно секретного делопроизводства (с грифом "00"). Тогда Острожный принял участие во многих крупных военных операциях.
В апреле 1945 года началась грандиозная Берлинская операция, проведенная совместно I Белорусским и I Украинским фронтами. Именно тогда судьба свела его со сверстником из Тбилиси, молодым офицером Евгением Астаховым, дружба с которым продлилась всю жизнь. Оказалось, что они оба родом из Батуми. Уже после того, как не станет фронтового товарища, Острожный посвятит ему серию статей.
На берлинском направлении немецкое командование сосредоточило миллионную армию, оснащенную большим количеством орудий, танков и самолетов. В самом Берлине был сформирован двухсоттысячный гарнизон. Бытует мнение, что Берлин можно было захватить с ходу во время проведения Висло-Одерской операции, но это не так, считает Острожный.
"Для подготовки такой крупной операции необходимо было пополнить недостающие резервы. Как в живой, так и в материально-технической части, провести перегруппировку войск. Подход к Берлину с юго-восточной стороны защищала франкфуртско-губенская группировка немецких войск – 4-й и 9-й армии, а в самом Берлине на защиту были выставлены даже дети (фолькштурм). В Ставке Главного командования разработка плана Берлинской операции началась до завершения Висло-Одерской… Наши войска первыми ворвались в Берлин. Днем и ночью шли ожесточенные бои. Они дошли до центра города, но с установлением новой разграничительной линии между фронтами, предстояло вывезти их из центра Берлина за разграничительную линию и передать до 28 апреля занятые районы 1 Белорусскому фронту. Павел Семенович Рыбалко был уверен, что за два дня Берлин будет взят, а передача участков продлит агонию фашистских главарей. Но приказ есть приказ, и выполнять его надо", – говорит Глеб Николаевич.
Вскоре ставка Главного командования перед войсками I-го Украинского фронта поставила задачу разгромить почти миллионную группировку немецких войск "Центр" генерал-фельдмаршала Шейнера в Чехословакии. К 4 мая 1945 года был разработан план "Пражская операция", который должен был начаться 7 мая.
Было решено, не дожидаясь полного сосредоточения войск, начать операцию не 7-го, а 6-го мая. 7 мая в 3 часа дня Острожный находился на хуторе Лугов, когда радио Люксембурга на русском языке передало сообщение, что в Реймсе подписан протокол о капитуляции Германии. К 10 часам утра 9 мая Прага была освобождена.
На вопрос, каким запомнился май 45-го, Глеб Острожный говорит: "Всюду на дорогах героев встречали с распростертыми объятиями. Я был свидетелем того, с какими большими почестями чехи хоронили погибшего в боях за их освобождение советского офицера. В День Победы шли торжества, народ ликовал, пиво лилось рекой, а мы его подкрепляли ромом, захваченным в Альтенберге.
В первое время после окончания войны было стрессовое состояние: угнетала наступившая тишина, что не было взрывов, спустя месяц мы пришли в себя", – говорит Глеб Николаевич.
Впереди его ждала служба в Венгрии, Австрии, а в родную Грузию он вернулся лишь спустя год после завершения войны.
Глеб Острожный после войны окончил институт и стал строителем, участвовал в реконструкции многих значимых объектов – Дома кино, здания Верховного Суда Грузии, Дома писателей… Получил звание заслуженного строителя Грузии и написал несколько статей, посвященных архитектуре зданий Тбилиси.
"Уроки той тяжелой войны должны помочь новому поколению не дать возможности фашистам прийти к власти. Для человечества очень важен вопрос сохранения мира и стабильности. Мы прошли все тяготы войны и знаем, как это трудно, как горько, очень горько терять товарищей в последние дни войны... Поэтому любите свою Родину, цените жизнь, оберегайте друг друга. Еще раз хочу отметить, что самое главное – это мир во всем мире, берегите его", - говорит ветеран Глеб Острожный.