Выборы в парламент Грузии - вопрос болезненный как для власти, так и оппозиции. Еще до начала пандемии правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия" изрядно сдала свои позиции, но и ни одна оппозиционная команда не могла заявить, что пользуется поддержкой населения.
Коронавирус смешал карты политических субъектов Грузии - какими будут выборы 2020>>
Борьба за место в парламенте началась в июне прошлого года, когда власти пообещали изменить систему избрания депутатов и провести выборы исключительно по пропорциональной системе, да еще и с нулевым барьером.
Это предложение устроило такие крупные оппозиционные силы, как "Единое национальное движение", "Европейская Грузия - движение за свободу" и "Альянс патриотов Грузии", которые увидели в этом возможность провести больше депутатов в законодательный орган. Ну а для мелких партий это стало единственным шансом попасть в парламент.
Пока оппозиция потирала руки и строила планы по получению власти в 2020 году, внутри "Грузинской мечты" начались разногласия по поводу проведения выборов, и уже в ноябре прошлого года планы оппозиции рухнули с провалом соответствующих поправок в Конституцию Грузии.
После долгих и сложных перипитий представители оппозиции и власти, кажется, договорились, однако время внесло свои коррективы.
Когда и как пройдут выборы в парламент Грузии>>
Мир оказался недолгим. Он рухнул после череды обвинительных приговоров в отношении оппозиционных лидеров, которые ранее занимали руководящие должности. Оппозиция назвала их политзаключенными, требуя их освобождения.
Соглашение под угрозой
В эти дни оппозиция, опираясь на поддержку своих международных партнеров, заявила о возможном срыве голосования по поправкам в Конституцию о переходе к новой избирательной системе.
Диалог чуть не сорвался после приговора одному из лидеров "Европейской Грузии" Гиги Угулава по старому делу.
Экс-мэр Тбилиси и бывший соратник экс-президента Грузии Михаила Саакашвили и его партии "Единое национальное движение" Гиги Угулава до второго приговора уже отсидел 2 года и 7 месяцев при "Грузинской мечте", а выйдя на свободу, стал один из трех лидеров оппозиционной партии "Европейская Грузия" наряду с Гигой Бокерия и Давидом Бакрадзе.
После приговора Угулава оппозиция объявила бойкот правящей партии, но это было только начало. Оппозиция задействовала своих партнеров в ЕС и США – самую крупную партию в Европарламенте, и правящей партии пришлось оправдываться и даже согласиться на проверку дела Угулава Европарламентом. При этом сам Угулава попросил своих однопартийцев не ставить его свободу выше выборов по новой системе.
Однако на этом громкие дела оппозиционных лидеров не закончились. Уже в период пандемии коронавируса лидер другой оппозиционной партии "Победившая Грузия" Ираклий Окруашвили получил пять лет тюрьмы за участие в групповом насилии во время беспорядков на акции в ночь на 22 июня 2019 года.
Окруашвили - также фигура в грузинской политике видная и не совсем однозначная. В свое время соратник Саакашвили, в 2007 году он основал оппозиционную партию. Окруашвили был задержан тогда за взяточничество, а после покинул страну и получил политическое убежище во Франции. Вернувшись в Грузию, он был оправдан и давал показания против Саакашвили и его команды, однако уже в 2018 году открыто поддержал "Нацдвижение" и принимал активное участие в жизни оппозиции.
После приговора Окруашвили оппозиция обратилась к международному сообществу с письмом, в котором указала, что не выполняется часть соглашения заключенного между оппозицией и большинством, касающаяся политзаключенных.
В частности, оппозиция утверждает, что в соглашении правящая партия взяла на себя обязательство отпустить политзаключенных.
Письмо оказало свое действие, и один за другим депутаты Европарламента, особенно из партии партнера оппозиции стали делать резкие заявления с критикой власти.
Между тем в самой правящей партии утверждают, что договоренности отпустить политзаключенных не было.
Реальна ли угроза оппозиции
На самом деле, у протестующей оппозиции есть всего 25 мест в парламенте Грузии, и у "Грузинской мечты" есть все шансы изменить Конституцию без участия "Единого национального движения" и "Европейской Грузии".
Для принятия поправок нужны голоса 113 депутатов, и, если правящая партия сможет уговорить бывших соратников, которые сейчас составляют фракцию "Независимые депутаты", и "Альянс патриотов Грузии", шансы провести выборы по-новому у нее остаются.
Тем более, что сама правящая партия уже открыто заявила, что может обойтись без оппозиции.
"У нас есть надежда на других коллег. Я надеюсь, что оппоненты, у которых сегодня жесткая позиция, подумают, в первую очередь, о Грузии и интересах страны и исходя из этого примут решение", - сказал первый вице-спикер парламента Гия Вольский.
Таким образом, вполне вероятно, что выборы пройдут все же в октябре 2020 года по новой системе, тем более что именно от этого будет зависеть оценка международных партнеров демократии в Грузии.
В том, что именно международные партнеры станут главной движущей силой принятия поправок, уверен и политолог Арчил Сихарулидзе.
"Поправки будут введены, я не вижу в этом проблем. В данном случае правительство никуда сворачивать не будет… Было дано обещание европейским послам, это было соглашение насчет этой реформы, поэтому изменения будут обязательно внесены", – заявил Сихарулидзе Sputnik Грузия.
Новые проблемы
Между тем, помимо самой системы выборов, на фоне пандемии коронавируса встает вопрос, как они будут проходить.
Согласно действующим ограничениям, которые могут коснуться и избирательных участков, расстояние между людьми в одном здании должно быть не менее полутора метров, при этом все должны быть в масках.
Между тем, во время выборов на избирательном участке, как правило, находятся не менее семи членов комиссии, наблюдатели от партий и неправительственных организаций, журналисты, а также сами избиратели.
Таким образом, в помещении размером с классную комнату находится от 20 до 50 человек. При этом присутствие наблюдателей и прессы является необходимым для проведения свободных и честных выборов.
Именно поэтому властям и медикам для разработки рекомендаций по проведению выборов понадобится согласие как местных, так и международных организаций, а также партий. А это новый повод для споров и основание предполагать, что политическое лето в Грузии будет особенно жарким.