В 2020 году очень сложно быть бизнесменом, но еще сложнее – путешественником. Как известно, май – самый популярный сезон отпусков и поездок за границу. Однако многим из нас впервые за долгие годы придется просиживать славные солнечные деньки, не попивая кофе с круассаном, взирая на Эйфелеву башню или гуляя по узким улочкам прекрасной Венеции, а сидя дома, на диване перед телевизором, в лучшем случае – на даче или в деревне.
Конечно же, многие запланировали свои весенние и летние путешествия еще зимой, а кто-то - еще в прошлом году. Но всех этих людей ждало большое разочарование – уже к середине марта было очевидно, что дело просто так не закончится, и все заранее начали переживать за купленные билеты и забронированные номера в отелях. Говоря проще – переживать за потерянные деньги.
Грузия работает над восстановлением авиасообщения со странами Балтии >>>
Но пандемия, безусловно, уважительная причина не явиться на рейс или попросить отменить бронь в гостинице, даже если она изначально была невозвратной.
Тур мечты не состоялся
Еще в начале года, в январе, я решила заранее спланировать тур мечты на свой день рождения – 2 июля. С детства я мечтала о поездке Португалию, но все время меня что-то останавливало – нет прямых рейсов, дорогие билеты, отсутствие компании для поездки. Но в этом году я категорически решила, что именно на свое 29-летие должна исполнить свою давнюю мечту.
Я спланировала поездку от начала и до конца так, чтобы именно в свой день рождения оказаться на мысе Рока – в самой крайней точке не только Португалии, но и всего евразийского континента. В месте, откуда великие мореплаватели отправлялись навстречу бескрайнему Атлантическому океану, приключениям и большим географическим открытиям.
Но до мыса Рока еще надо было добраться, поэтому я составила маршрут, от которого внутри все трепетало: из грузинского Кутаиси я должна была отправиться в прекрасную Барселону, оттуда - перелет в город Порту, из которого уже автобусом я должна была доехать до Лиссабона. А там, на обыкновенном туристическом автобусе я добралась бы до мыса Рока.
Таким образом, мое путешествие должно было начаться 26 июня, 2 июля я должна была быть в пункте назначения, а уже потом через итальянский Милан вернуться домой, в Тбилиси.
Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. К тому же страны, выбранные мной для путешествия, – это ТОП коронавирусного "хит-парада". Но надежда умирает последней. Я до последнего надеялась, что к концу июня границы начнут открывать, и я чудом проскочу, успев исполнить свою заветную мечту.
Но… первым я получила письмо с плохими новостями от авиакомпании Ryanair, которая должна была доставить меня из Барселоны в Порту.
"Уважаемый путешественник. Ввиду распространения в мире вируса COVID-19, мы вынуждены вам сообщить, что ваш рейс по маршруту Барселона-Порту отменен. Вы можете запросить полную стоимость вашего билета", - говорилось в письме.
C начала пандемии на родину спецрейсами вернулись почти 12 тысяч граждан Грузии >>>
Естественно, я заполнила заявку, после отправки которой служба поддержки клиентов пообещала мне, что мои средства поступят на банковскую карту в течение месяца. То есть проблем с возвращением средств за рейс, на который в любом случае я не попадаю, у меня не было.
Брони могут быть проблемой
Правда, небольшие недопонимания у меня возникли с представителями гостиниц и хостелов, где я забронировала себе ночлег в период моего путешествия.
Дело в том, при планировании личного тура я всегда выбираю невозвратную бронь. То есть заселюсь в гостиницу или не заселюсь – деньги в любом случае будут списаны с моей карты. При выборе данной опции я руководствуюсь тем, что, во-первых, такие бронирования дешевле, во-вторых, я уверена в себе и знаю, что мало что мне помешает отправиться в поездку. Однако нынешняя ситуация станет мне уроком.
Из четырех городов, где я планировала остановиться, повезло только в одном случае – в Порту, в котором у меня была предусмотрена бесплатная отмена бронирования. В остальных случаях пришлось связываться с администрацией гостиниц.
"Извините, пока мы принимаем заявки на отмену безвозвратных броней только до 28 мая. Ничем помочь не можем, наберитесь терпения", - так ответили мне в хостеле Барселоны, за который у меня с карты просто так может быть списано 70 евро.
На вопрос, смогут ли мне помочь после 28 мая, мне ответили следующее: "Ситуация непонятная и сложная. Мы пока находимся в разработке схемы, по которой будем работать с клиентами вроде вас. На данный момент мы можем только предложить вам ваучер на две ночи в нашем хостеле на открытую дату до июня 2021 года", - пояснили в администрации.
Чтобы понять, как действовать в данной ситуации, я решила связаться с представителями грузинского туристического агентства, занимающегося выездным туризмом. Там мне пояснили, что я допустила ошибку.
"Вы должны были связаться не с самим хостелом, а службой поддержки клиентов платформы, через которую вы оформляли бронирование. Имеются в виду booking.com, airnbnb.com и другие. Поскольку ситуация уже, можно сказать, штатная, они работают в авральном режиме. Входят в положение касательно безвозвратных броней и помогают не потерять деньги", - сказали мне в агентстве.
20% за моральный ущерб
Жительница Тбилиси Алина Гончукова вместе с подругой в середине апреля этого года собиралась посетить родину Моцарта – Австрию. Но, как мы все можем догадаться, пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в планы девушки. Лететь Алина собиралась из Кутаиси авиакомпанией Wizzair.
"В начале апреля я получила от авиакомпании сообщение об отмене рейса. Я была к этому готова. В письме говорилось, мне вернут 120% от суммы стоимости билета, то есть больше, чем должны. Это не могло не порадовать, несмотря на то, что я была очень расстроена, что моя поездка не состоялась", - вспоминает девушка.
Однако авиакомпания возвращает деньги не на счет банковской карты путешественника, а на виртуальный счет в личном кабинете аккаунта Wizzair. Этими деньгами можно будет воспользоваться только в случае покупки нового билета у этого авиаперевозчика.
"Конечно, мне было бы предпочтительнее, чтобы мне были возвращены деньги на карту, потому что ситуация с туризмом в мире сейчас непонятная, и я не знаю, когда теперь соберусь поехать за границу", - говорит Алина.
При этом девушка все же оформила заявку на возвращение средств на банковскую карту, но на совершение этой процедуры понадобится несколько месяцев.
Проще обстояли дела с австрийской гостиницей – поскольку тогда страна находилась на пике эпидемии, администрация заранее сама отменила все брони на эти даты.
Так что планировать новые путешествия теперь боятся все – ведь никто не знает, как повернется ситуация с пандемией даже в ближайшем будущем.