ТБИЛИСИ, 21 мая – Sputnik. Рассмотрение поправок в закон "Об общественном здоровье" в первом чтении о предоставлении правительству права единолично вводить ограничения на период пандемии после чрезвычайного положения вызвал горячие споры и множество вопросов.
Срок действия чрезвычайного положения в стране, введенного 21 марта из-за угрозы распространения коронавируса, истекает 22 мая. В правительстве уже заявили, что ЧП продлеваться не будет, однако часть действующих ограничений останется.
Поправки предоставляют право правительству временно регулировать по правилам, отличающимся от действующего законодательства, вопросы деятельности государственных ведомств, а также права на передвижение граждан, права собственности, права трудовой, профессиональной и экономической деятельности, а также права на собрание людей для проведения социальных и других мероприятий, которые необходимы для защиты здоровья граждан.
Как заявил инициатор проекта Дмитрий Хундадзе, это даст возможность правительству регулировать угрозу распространения пандемии.
С такой формулировкой категорически не согласна оппозиция, которая уже готовит иск в Конституционный суд и намерена после принятия объявить импичмент правительству.
Главная претензия оппозиции
Парламентская оппозиция не против принятия ограничений, однако против единоличного решения правительства по поводу введения ограничений.
"Мы предлагаем не вводить чрезвычайные положение, а принять формулировку "Специальные меры по здравоохранению", которые будет утверждать парламент. Не отказывайтесь от своей роли", - заявил один из лидеров партии "Европейская Грузия – движение за свободу" Гига Бокерия.
С ним солидарны и другие члены оппозиции, которые анонсируют импичмент правительству.
"По Конституции Грузии, в случае эпидемии объявляется чрезвычайное положение, а после принятия закона Конституция будет нарушена. Так что вас ждет импичмент", - сказал депутат от "Единого национального движения" Роман Гоциридзе.
Видят угрозу в законопроекте и бывшие соратники правящей партии.
"К сожалению, в парламентской республике "Грузинская мечта" собирается ограничить полномочия парламента и в предвыборный период собирает полностью передать правительству полномочия по объявлению чрезвычайного положения. Наша обязанность контролировать правительство, а не бесконтрольно передавать ему полномочия", - заявила глава фракции "Независимые депутаты" Мариам Джаши.
Недовольны законопроектом и в партии "Альянс патриотов Грузии".
"То, что происходит сейчас, – это попытка узурпации власти. Поправки, представленные сегодня, являются антиконституционными и противоречат Конституции, так как лишают права парламент контролировать правительство и объявлять чрезвычайное положение", - заявила лидер партии Ирма Инашвили.
Аргументы власти
После критики оппозиции власти Грузии решили пойти на попятный.
"Вас не устраивает отсутствие парламентского контроля, но это только первое чтение, и это станет темой обсуждения", - сказал председатель парламента Арчил Талаквадзе.
В то же время депутат от правящей партии Ираклий Кобахидзе отметил, что в законе уже прописан принцип учета Конституции.
"Этот закон будет действовать только на время пандемии, и пандемия не продлится вечно", - заявил Кобахидзе.
Кроме того депутат предложил прописать, что эти нормы временные и будут действовать до 15 июля.
"К этому времени поправки в Конституцию будут приняты, и ситуация в стране тоже уже будет ясна", - сказал Кобахидзе.
Уверен в законности и в соответствии с Конституцией и председатель юридического комитета Анри Оханашвили.
"Мы уже заставили прописать в законопроекте, что карантинные меры должны быть использованы только по легитимным причинам, так же как и то, что эти мероприятия временные, только на время пандемии", - сказал Оханашвили.
При этом он отметил, что главным различием между чрезвычайным положением и карантинными мерами является то, что ограничиваются только определенные права и то временно, по необходимости.
"Правительство Грузии будет иметь право умеренно и временно вводить меры, руководствуясь принципом своевременности", - сказал Оханашвили.
Уверения большинства оказались для депутатов более весомыми, и скандальные поправки были приняты в первом чтении 80 голосами.