Его судьба и творческий путь могли бы стать сценарием удивительного фильма или романа. И каждый кадр в них был бы достоин внимания и аплодисментов. Потому что мэтр театрального мастерства жил и дышал искусством и не мог представить ни дня без него.
О самых интересных фактах из жизни Марджанишвили рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.
С любовью из Кахети
Все началось именно с этого красивейшего удивительного края Грузии. Будущий родоначальник грузинского театрального мастерства родился в кахетинском селе Кварели.
Сценическую деятельность начал в 1893 году, но сначала в амплуа актера в Кутаисском театре. Буквально через год дебютировал в Тифлисе, тогда Марджанишвили сыграл роль Патара Кахи в одноименной пьесе Акакия Церетели. С 1897 года судьба распорядилась так, что Котэ выступал в русских театрах. А в 1901 году состоялся его режиссерский дебют: на сцене Вятского театра он поставил свой первый спектакль "Дядя Ваня" по Чехову.
Очарованный Достоевским
Весна 1910 года. Котэ Марджанишвили приглашают в Московский художественный театр. С этим театром Марджанишвили сближали принципы высокой идейности репертуара и реализма в актерском искусстве.
В МХТ Марджанишвили поставил спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912). Однако одной из самых весомых и ярких работ Котэ стало его участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910). Ставил этот величайший спектакль в двух частях Немирович-Данченко. Это был космический опыт для Марджанишвили.
На крыльях свободы
Периодом поиска новых театральных форм, интересных экспериментов и открытий стало для Марджанишвили лично и русского театра в целом время после первой русской революции. Котэ стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актеров, искал на сцене силуэты драматичности и зрелищности.
В 1913 году в Москве Марджанишвили с антрепренером Суходольским создает Свободный театр, который просуществует всего один сезон, но будет настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно впишется в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. На сцене этого театра Марджанишвили поставил "Прекрасную Елену" Оффенбаха.
Мечта о театре-празднике
В 1914—1915 годы Марджанишвили руководил театром в Ростове-на-Дону, в 1916—1917-х театром "Буфф" в Петрограде. В обоих театрах режиссер стремился воплотить в реальность свою идею о театре-празднике.
В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре "Пассаж", он поставил оперетту Легара "Граф Люксембург". А уже в 1919 году Константин Александрович был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи.
В 1919 году в Киеве поставил пьесу "Стенька Разин" поэта и драматурга Каменского. Во время пребывания в Киеве Марджанишвили преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской "Культурлиге". А в 1919 году совместно с Озаровским и Курихиным организовал в Киеве театр эстрады "Кривой Джимми".
Кто я?
"Мой милый маленький друг! Если бы ты знал, как измучилась моя душа, как истосковался мой дух. Мне мучительно хочется понять кто я? Что я? И не могу понять", — писал Котэ Марджанишвили сыну из Петрограда, 9 августа, 1917 года.
Потери
За всю свою жизнь Котэ испытал много потерь. Отец умер, когда мальчику было четыре года, вскоре из жизни ушли мама и две сестры.
Из родных и самых близких людей осталась только сестра Тамара, выпускница петербургской консерватории. Все прочили ей блестящую карьеру и обожествляли ее голос, а Тамара выбрала монашество в Бодбийской обители.
Котэ ужасно не хотел разлучаться со своей сестрой, но Тамара Александра была непреклонна и прожила в монастыре 18 лет.
Курить как Котэ
Котэ много курил, много и нервно. Говорят, что многие грузинские режиссеры-современники, подражая маэстро, дымят не щадя здоровье.
В Марджанишвили всегда был какой-то беспокойный дух, который никогда не спал, рождал на сцене шедевры, противился банальности и заставлял никогда не останавливаться на достигнутом. Котэ всегда было мало.
"Для него не существовало "своего театра", весь мир был для него одним огромным театром", — говорил про режиссера грузинский поэт Тициан Табидзе.
Петроград
В июле 1920 года в Петрограде под его руководством была осуществлена невероятно масштабная, эффектная постановка "К мировой коммуне". В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие четыре тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45-и тысяч.
В числе зрителей – вождь пролетариата Ленин. В июне 1920 года Котэ создает Государственный театр комической оперы, задуманный как музыкально-экспериментальный. При театре функционировали сатирическое кабаре "Хромой Джо" и драматическая студия "Рабочий театр".
И снова Грузия
Грузия была в сердце Котэ до конца. В 1922 году Марджанишвили триумфально вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. И вскоре, действительно, стал основоположником и реформатором профессионального театра в Грузии.
Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра имени Шота Руставели пьесу Лопе де Вега "Фуэнте овехуна" (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде.
За этим спектаклем последовали основные спектакли из национального репертуара "Затмение солнца в Грузии" Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса, и обличительно острый "Раздел" Георгия Эристави (1923).
В следующем, 1924 году, Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" и Шекспира "Виндзорские кумушки", а вслед за этим и "Гамлета". Многие постановки он осуществил совместно с Александром (Сандро) Ахметели.
Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности была постановка пантомимы "Мзетамзе" (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато "Мистерию-буфф" Маяковского.
Уход легенды
Марджанишвили неожиданно умер в расцвете творческих сил. Это произошло 17 апреля 1933 года в Москве, куда маэстро был приглашен ставить спектакли "Дон Карлос" по Шиллеру в Малом театре и "Летучую мышь" Оффенбаха в Московском театре оперетты.
Марджанишвили сначала похоронили в Тбилиси в сквере около Оперного театра, а в 1964 году перезахоронили в Пантеоне писателей и общественных деятелей Мтацминда.
Однолюб Котэ
"… Вот я уже седой, стою на пороге старости, а театр — моя единственная возлюбленная, по отношению к которой я был единолюбом, которой я ни разу в жизни не изменил и не изменю до того момента, пока не понесут меня к могиле…" — пророчески говорил Котэ незадолго до смерти.