ТБИЛИСИ, 11 июн — Sputnik. Все чаще на экранах телевизоров появляются лидеры оппозиции, которые убеждают своего избирателя - мы готовы пожертвовать личными интересами ради общего результата. Каждый из них говорит об единстве оппозиционного спектра.
Важность выборов по мажоритарной системе
Мажоритарные выборы – самый большой камень преткновения между оппозицией и правящей силой.
Победителем таких выборов становится кандидат, получивший больше половины голосов избирателей в том или ином округе. Всего на данный момент таких округов 73.
Чистота проведения именно мажоритарных выборов на протяжении последних лет была главной претензией оппозиции, которая обвиняла правящую партию "Грузинская мечта - демократическая Грузия" в использовании государственных ресурсов и давлении на электорат, что практически лишало ее шансов на победу.
Общими усилиями при содействии международных партнеров сторонам удалось договорится о сокращении числа одномандатных округов с 73 до 30.
Пока этот вариант на стадии обсуждения и голосование пройдет по нему в конце июня, но оппозиция уже активно подбирает 30 кандидатов.
Лидеры партий готовы отказаться от выдвижения в округах
Один из лидеров "Европейской Грузии", бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава, недавно помилованный президентом Грузии и вышедший на свободу, заявил, что для оппозиции важно договориться о мажоритарных кандидатах.
"Люди скажут: если вы не можете договориться между собой в оппозиции, когда вы придете к власти тем более не сможете. Мы все прекрасно понимаем, насколько это большой вызов, и мы должны сделать все возможное, чтобы привлечь больше партий и чтобы у каждой были представители", - заявил Угулава.
По его словам, сейчас говорится о шести мажоритарных округах из восьми в Тбилиси (о кандидатах в двух мажоритарных округах в столице уже заявило "Единое национальное движение"), и 30 партий, естественно, не смогут их распределить равномерно.
"Большинство кандидатов должно перераспределяться в рамках здравого смысла и адекватности. "Европейская Грузия" не имеет партийных претензий относительно того, сколько мажоритарных кандидатов от нее должно быть в Тбилиси. Я смотрю на ситуацию в персональном разрезе, если у человека есть потенциал и он сможет тащить на себе эту лямку, выиграв в первом же туре, такой кандидат - это хороший выбор", - сказал Гиги Угулава.
Свою кандидатуру среди мажоритариев вообще не видит лидер "Единой Грузии – демократического движения" Нино Бурджанадзе. По ее словам, сложно быть председателем партии, ездить по регионам и в то же время быть представленной мажоритарием в отдельно взятом округе.
"Я оставляю некоторый процентный шанс, что я могу выставить свою кандидатуру (баллотироваться), так как я не люблю вначале говорить что-то, а потом переиначивать свои же слова, тем более публично, но я склоняюсь к тому, что не буду баллотироваться", - сказала Нино Бурджанадзе.
Согласен с Бурджанадзе и недавно помилованный президентом бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили.
"Я отказываюсь от выдвижения своей кандидатуры в Тбилиси. Наше общество требует от нас единства в отношении Тбилиси, безусловно, и еще в нескольких крупных городах. Если мы же не сможем договориться по таким округам, как Сагареджо, Дедоплисцкаро, Лагодехи и Сигнахи, в этом я не вижу проблемы", - заявил Окруашвили.
В конце прошлой недели лидер "Гирчи" Зураб Джапаридзе заявил, что партия не собирается выдвигать своих кандидатов в мажоритарных округах.
"Из "Гирчи" меня рассматривали как возможного кандидата в мажоритарном округе Ваке. Я отказываюсь от этой возможности, что означает, что на этих выборах "Гирчи" примет участие только по партийным спискам", - сказал Джапаридзе.
При этом он отметил, что сторонники "Гирчи" на выборах мажоритарных депутатов поддержат кандидатов от оппозиции.
Мнение со стороны
По мнению эксперта Петре Мамрадзе, шансы у оппозиции прийти к соглашению по единым кандидатам невелики, при этом политолог низко оценивает шансы кандидатов в мажоритарии от оппозиционных партий не только в регионах, но и в Тбилиси.
По его словам, мажоритарии - это слабое звено оппозиции. Если вспомнить выборы 2016 года, то у правящей партии был практически 100% результат.
"Сложно представить, что оппозиция придет к соглашению. Реально у них нет ресурсов и прежде всего кадровых. Разговоры о том, что кто-то снимает свою кандидатуру или уступает, начинаются тогда, когда нет реальных кандидатов", - сказал Мамрадзе.
При этом он отметил, что некоторые лидеры оппозиции, такие как Гиги Угулава и Гига Бокерия ( "Европейская Грузия"), привыкли к экранной демагогии и уверенно смотрятся во время телевизионных интервью. Однако когда избиратель приходит голосовать, он не голосует ни за одного из них.
"Среди представителей оппозиционных партий нет харизматичной натуры, которая способна повести за собой массы. Есть просто политические объединения, группы людей, которые финансируются. Но нет всех тех компонентов для успешной деятельности партии", - сказал эксперт.
В свою очередь, власти обещают провести демократические, свободные и справедливые выборы. Для этого им необходимо принять поправки в главный закон страны, получить 112 голосов и одобрение международных партнеров. Чтобы уже с конца августа спокойно сосредоточиться на предвыборной программе.
Каждый со своим градусником! Правила безопасности на выборах в Грузии в октябре >>
Кстати, правящая партия пока еще, так же как и оппозиция, не определилась как с кандидатами в мажоритарии, так и с партийным списком.
Например, премьер-министр Георгий Гахария накануне заявил, что вообще пока не думал о партийном списке, так как в стране много более важных вызовов, как, например, эпидемия коронавируса и последовавший за ней экономический кризис.