В мае 2020 года в Грузию завезли 86 тысяч тонн нефтепродуктов, что на 25,5% больше по сравнению с апрелем этого года и на 0,9% больше по сравнению с тем же месяцем 2019 года, говорится в сообщение в Союзе импортеров нефтепродуктов Грузии (СИНГ).
В Грузию горючее завозят из России, Румынии, Азербайджана, Туркменистана, Болгарии, Греции, Казахстана и Турции – нефтепродукты доставляют в страну по железной дороге и морем.
Самым крупным поставщиком нефтепродуктов традиционно остается Россия. По данным СИНГ, в январе-мае из РФ завезли 136,6 тысячи тонн нефтепродуктов, что составляет 34,2% от всего импорта.
Всего с начала 2020 года в Грузию завезли 398,9 тысячи тонн нефтепродуктов, что на 1,3% меньше по сравнению с тем же периодом 2019 года.
Импорт бензина в мае 2020 года составил 41,1 тысячи тонн, а дизельного топлива – 44,8 тысячи тонн. Импорт бензина вырос на 3,5%, по сравнению с маем 2019 года, а дизельного топлива сократился на 1,5%, сообщили в СИНГ.
Почему снизилось потребление
Снижение потребления топлива в Грузии в целом вызвано ограничениями, введенными в стране в связи с пандемией коронавируса, пояснил председатель Союза импортеров нефтепродуктов Грузии Вано Мтвралашвили Sputnik Грузия.
"Импорт топлива за первые пять месяцев этого года фактически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, из-за значительного снижения мировых цен на нефтепродукты за последние месяцы. Хотя его потребление за тот же период, сократилось из-за COVID-19 в среднем на 20%", - сообщил Мтвралашвили, отметив, что потребление топлива сократилось практически во всем мире, где из-за пандемии был объявлен карантин.
По его словам, для Грузии критически негативным месяцем был апрель - в стране действовало чрезвычайное положение и комендантский час. Было остановлено междугороднее сообщение, движение общественного транспорта, сфера туризма, которая последние годы определяет потребление топлива, вообще остановлена, и в целом экономическая деятельность, исходя из COVID-19, была значительно ограничена.
"Исходя из того, что ограничения на многие виды экономической деятельности поэтапно снимаются, транспортное движение, в том числе в столице и других регионах страны восстановлено, соответственно, и продажи начинают увеличиваться", - сказал Мтвралашвили.
Цена на топливо
За последние три месяца цена на топливо упала в среднем на 70-80 тетри за литр.
"С началом пандемии совпадает и падение цен на нефть на глобальных рынках, в том числе значительно сокращаются международные цены на нефтепродукты по Platts. Именно в этот период, где-то 3-3,5 месяца в Грузии цены на топливо в среднем на все виды продукта сократились на 70-80 тетри", - сказал Мтвралашвили.
При этом он отметил, что если бы в этот период лари не обесценился по отношению к доллару, то цены на топливо снизились бы намного больше.
В Грузии сегодня оперируют 5 крупных компаний, которым принадлежат около 600 бензоколонок по всей стране. Также есть десятки мелких и средних компаний, т. н. небрендированные, у которых в сумме также около 600 бензозаправочных станций.
На сегодняшний день в сетях брендированных бензозаправочных станций средняя цена составляет: премиум — 1,85-1,99 лари за литр, регуляр — 1,74-1,89 лари за литр, евро дизель — 1,79-1,92 лари за литр. Текущий курс: 1 доллар — 3,04 лари.
По словам Мтвралашвили дальнейшего снижения цен в будущем пока не ожидается, так как цены на глобальных рынках за последний месяц начали расти, что напрямую связано с соглашением ОПЕК по сокращению квот по добыче нефти, которое вошло в силу с 1 мая.
"В общем, экономика в мире поэтапно открывается, появился спрос на нефть и цены начали расти. На этом фоне цены незначительно повысились - в среднем на 5-10 тетри, в части небрендированных бензозаправочных станциях, но брендированные бензозаправочные станции это не коснулось. Соответственно, дальнейшего снижения цен в Грузии в будущем, я думаю, не будет, объективной причины для этого нету", - сказал он.
По словам главы СИНГ, на сегодняшний день положение можно считать стабильным, потому что основные сети, основные компании сохраняют стабильные цены.
"Но делать какие-то прогнозы, в том числе долгосрочные, будет неправильно, тем более в нашей сфере", - сказал Мтвралашвили.
По его словам, события очень часто меняются неожиданно, тем более, что коронавирус все еще бушует в мире, а цены на нефть на глобальных рынках связанны непосредственно с пандемией.