На Олимпиаде в Москве спортсмены сборной СССР завоевали 195 медалей, из них 80 - высшей пробы. Но главное золото Игр, которого ждали буквально все, досталось Чехословакии, выигравшей футбольный турнир. Сборная СССР уступила в полуфинале ГДР и довольствовалась бронзой, обыграв в матче за третье место Югославию 2:0.
Говорят, что недовольство таким результатом высказал сам Брежнев. Легенда это или нет, но от футбольной сборной ждали только победы – бронза действительно воспринималась однозначным провалом.
Представлять Александра Чивадзе нет особой нужды. Это один из величайших футболистов СССР, чьим трофеям позавидовали бы современные звезды футбола.
- Какие-нибудь оргвыводы после третьего места сборной СССР последовали?
- Конечно. Потому что никто не мог предположить, что мы проиграем ГДР в полуфинале. Все ожидали увидеть нашу сборную в решающем матче. В игре за третье место мы достаточно легко обыграли Югославию, но, безусловно, могли добиться большего. У нас была хорошая команда. Стать призером ОИ тоже дорогого стоит, но выиграть Олимпиаду – совсем другое дело.
- Вы везде и всегда были первым – насколько для вас ценна именно бронза Олимпийских игр?
- Олимпиада – это не чемпионат мира, но все-таки это Олимпиада. Быть призером ОИ – это большая честь. А вообще, могли и золото тогда выиграть. Немцы, ну тогда футболисты ГДР, один раз перешли на нашу половину поля, подали угловой и забили. А у нас столько моментов было. Но они после забитого гола стали в глухую оборону, которую мы, к сожалению, так и не смогли взломать. Конечно, очень обидно.
- Существует такая легенда, что перед полуфиналом сборную СССР "накачали" и она перегорела. Это правда?
- Все спортсмены советской сборной жили в олимпийской деревне, и только мы и баскетболисты жили на базе в Новогорске. Этим все сказано, потому что футбол и баскетбол – это виды спорта номер один. В день игры к нам приехали ветераны ВОВ и провели с нами соответствующую беседу о том, как и почему мы должны обыграть сборную ГДР. Ну ребята и перегорели – Черенков, Шавло, Гаврилов. "Накачка" подействовала наоборот.
- Несмотря на третье место, какие-нибудь призовые получили?
- За третье место нам дали по полторы тысячи рублей (смеется). До Олимпиады пообещали, что в случае победы подарят по "Волге-24".
- Почему для многих футболистов, как, скажем, и для теннисистов, Олимпийские игры не всегда на первом месте?
- Это "заслуга" ФИФА, которая не разрешала профессиональным футболистам принимать участие в ОИ. Сейчас все по-другому. Но раньше, если ты принимал участие в отборочных играх к чемпионату мира, то уже не имел права выступать за олимпийскую команду. Поэтому в том составе не было Блохина, Шенгелия, Кипиани, Буряка. Они считались уже профессиональными футболистами, а мы, вроде как, были любителями (смеется).
- Через год половина этой команды выиграла Кубок обладателей Кубков УЕФА – ничего себе "любители".
- Ну да! (смеется). Но такие тогда были правила.
- У вас нет впечатления, что олимпийское движение, если смотреть глобально, уже не такое, каким было раньше?
- Да, можно и так сказать. Сейчас, с этой пандемией, непонятно, что будет с Играми в Токио. А вообще, Олимпиада очень тесно стала переплетаться с политикой, что не очень хорошо. К тому же, если говорить конкретно о футболе, то уровень клубного футбола вышел на такой уровень, я имею в виду Лигу чемпионов УЕФА, что он по интересу значительно превосходит олимпийский турнир. Это уже засело и в головах футболистов.
- Можно сказать, что современных футболистов развратили деньги?
- Не без этого. Я иногда думаю – как они могут спокойно спать, получая такие зарплаты. Я в свое время получал 250 рублей и 20 рублей надбавку за заслуженного мастера спорта. Я же был в обществе "Динамо", и у всех было звание. Я был старшим лейтенантом. Когда расписывался в ведомости, то напротив моей фамилии значилось – снайпер 314 стрелковой дивизии. Я это хорошо помню.
- Вы работали со сборной Грузии и добились с ней наилучшего на данный момент результата, с молодежной командой, но никогда не тренировали клуб, хотя предложения у вас были. Почему?
- Во времена Советского Союза я не хотел этим заниматься из-за того, что было слишком много бумажной волокиты и бюрократии. Во втором круге сезона 1987 года я фактически был играющим тренером "Динамо" Тбилиси. После каждой игры приходилось писать отчеты, докладные и заниматься прочими, не имеющими к футболу никакого отношения делами. Это было неинтересно. А уже во времена независимой Грузии – из-за прессы. После поражения от сборной Англии 0:2 в Тбилиси в рамках отборочного цикла ЧМ-1998, когда я возглавлял сборную Грузии, про меня в СМИ писали такие вещи, такие рецензии, которые я не приемлю.
После первого тайма мы проигрывали 0:2 из-за ошибок Цхададзе и Шелия. В перерыве я сказал ребятам в раздевалке: "Стадион заполнен – на вас пришли посмотреть несколько десятков тысяч человек. Покажите атакующий футбол, переходите на их половину поля. Пусть нам забьют третий гол – я беру всю ответственность на себя". Но не получилось. Во втором тайме англичане катали мяч на своей половине поля, а мы на своей. Ребятам просто не хватило мастерства. А получается, что тренер не провел никакой работы и не нашел нужных слов для своей команды. После этого в прессе появились такие оскорбительные статьи, что у меня пропало всякое желание заниматься тренерской деятельностью. Если бы я пошел работать в "Динамо", а это было совершенно реально, то от меня, как от Чивадзе, постоянно требовали бы успешного выступления в Европе. А это так не работает.
- Осенью должен состояться полуфинал Лиги наций УЕФА, в котором сборная Грузии сыграет с Беларусью. Как вы расцениваете шансы нашей команды?
- Этой встречи ждет вся Грузия. Я боюсь, чтобы футболисты не перегорели, потому что они прекрасно понимают, какая ответственность на них лежит. Из-за пандемии уже несколько раз переносили матч, и это тоже может негативно сказаться на игроках. Но, как мне кажется, мы должны обыгрывать сборную Беларуси. Я не могу сказать, какая из этих команд сильней на данный момент, но если посмотреть на состав нашей сборной, то у нас есть шансы. Главное, чтобы не было травмированных.
В том, что сборная Грузии выиграла свою группы и вышла в полуфинал – заслуга Георгия Чакветадзе, которому всего 20 лет. Я его впервые увидел лет десять назад, он уже тогда значительно выделялся на фоне сверстников.
- Грузия всегда проповедовала атакующий футбол. В одном интервью вы даже пошутили, сказав, что были атакующим защитником. Так вот, почему в сборной такой дефицит именно нападающих? Очень много атакующих полузащитников – Чакветадзе, Казаишвили, Гвилия, Кварацхелия, Окриашвили, а вот с чистыми форвардами проблема.
- На этот вопрос сложно ответить. Почему не рождается новый Миша Месхи, Слава Метревели, Рамаз Шенгелия? Наверное, когда-нибудь они появятся. Чемпионат Советского Союза по футболу был одним из сильнейших в мире. Футболисты постоянно были на сборах, тренировались под руководством высокопрофессиональных тренеров и росли.
Наверное, нашим футболистам, если речь идет о нападающих, не хватает таланта и трудоспособности. Без этого никуда. Нужно полностью посвятить себя футболу, тогда есть все шансы добиться успеха.
- Кстати, насчет успеха – сборная Грузии готова сыграть на чемпионате Европы? Если она туда попадет – не станет ли наша команда "мальчиками для битья"?
- Не думаю. Ведь с чего-то надо начинать. Если сборная Грузии пробьется в финальную часть ЕВРО, то это достижение даст новый толчок развитию футбола в стране. Уверен, что еще больше мальчишек захотят заниматься футболом, и, кто знает, может быть, это послужит основой будущих успехов нашего футбола.