У всех народов есть свой родоначальник. Кто-то из них – мифологическая личность, кто-то – исторический герой. В этом плане венгры – не исключение. У них был легендарный царь Иштван (Степан), который кочующему из Азии в Европу народу дал сильное государство и обратил его в христианскую веру.
Согласно преданию, в 1000 году, взойдя на трон, первый венгерский царь Святой Иштван (Степан) I снял пожалованный Папой венец и "преподнес" его Святой Деве Марии.
Согласно некоторым источникам, корона венгерских царей гораздо позже была изготовлена по заказу Бела III (1172-1196 г.г.), который рос при константинопольском царском дворе. Однако большая часть венгерских историков считает, что святейшая реликвия венгров – царская корона впервые увенчала голову именно Иштвана.
Для венгров корона имела сакральное значение. Если в других царствах после смерти монарха наследник сразу же становился царем, и посвящение имело лишь символический характер. В Венгрии наследник только тогда получал полномочия, когда возлагал на голову корону Святого Иштвана.
Помимо царя, прикасаться к святой реликвии имели право лишь двое – мажордом дворца и Архиепископ Эстергомский. Корону, усыпанную драгоценными камнями, сверху украшает икона Спасителя, в которую вставлен крест.
До седьмого века крест стоял правильно, но затем из-за каких-то манипуляций наклонился. Вокруг короны – изображения святых и византийских императоров, из-за чего она до сих пор считалась образчиком византийского искусства. Однако в последнее время это мнение поставлено под сомнение.
Венгерский публицист и искусствовед Кадар Золтан считает, что корона царя Иштвана гораздо древнее, и она изготовлена в ранние века в Западной Грузии. По словам Золтана, во времена царствования Иштвана корону вторично украсили грузины, в частности, мастера Хахульской иконы. Именно этим объясняется .большое сходство между медальоном монарха на короне и Хахульским триптихом.
Конечно, это всего лишь версия, и трудно наверняка сказать, что святейшая реликвия венгров – дело рук создателей Хахульского триптиха, однако фигуры, изображенные на обеих святынях, свидетельствуют об одном почерке, и потому возникает множество вопросов.
История богатства, обманом оставленного в Грузии: месть миллионеров? >>>
Странно, но художественное оформление множества культовых сооружений Киевской Руси очень близко с грузинским декором того времени. Очевидно, что грузинские мастера работали и в дальних странах (Киевская Русь, Румыния, Болгария).
Подтверждением этому является один из хранимых в Киеве древнейший исторический источник – анналы Жития монахов Киевского Пещерного монастыря, Киево-Печерский патерик, где описан один эпизод конца XI века.
Согласно довольно странной истории, из Константинополя в Киев прибыли мастера мозаики и рассказали настоятелю Пещерного монастыря о цели своего посещения - мы, дескать, прибыли, чтобы, согласно договоренности, выполнить заказанную работу.
Тот, оказывается, удивился – мы, мол, никого не посылали в Константинополь, кто с вами договаривался и когда. Начальник художественного цеха пояснил, что в минувшем году представители монастыря договорились с художниками и даже заплатили задаток для росписи малой церкви.
Разрушенный грузинами "проклятый город", или почему на Алеппо лежит грех за Саакадзе >>>
Однако, поскольку главный храм Пещерного монастыря оказался гораздо больше, мастера сами отказались выполнять работы – они были готовы вернуть задаток и вернуться в Константинополь.
Тогда озадаченный настоятель Никон попросил художников описать, кто посетил их от имени монастыря. Художники не только описали внешность тех двоих, но и вспомнили их имена.
Настоятель велел принести изображения двух священнослужителей. Как только художники на них взглянули, сразу же воскликнули – мол, как раз они и были у нас, этого звали Антон, а этого – Федор.
Настоятель сказал, что этих преподобных отцов уже десятилетие как нет в живых. Услышав это, художники настолько смутились, что сразу же согласились безвозмездно расписать весь храм.
Трудно сказать, действительно ли это произошло, или все – плод фантазии киевского монаха. Но фактом остается то, что в упомянутом храме роспись и мозаика были выполнены приехавшими из Константинополя мастерами, среди которых были и грузины. В источнике они упоминаются дважды.
Существует версия, что художественные работы в монастыре выполняли греки, а мозаику – грузинские мастера. В ту эпоху они действительно были несравненными в этом деле, и редко можно было встретить что-то подобное их работе. Предположительно, именно из-за такого непререкаемого авторитета греки наняли грузинских мастеров в самом Константинополе же.
Защищенные в Житие монахов Киевского Пещерного монастыря уникальные сведения еще раз подтверждают укоренившееся мнение о том, что в русской архитектуре XI-XII веков действительно присутствуют элементы грузинского зодчества.