Наценка на топливо и конкуренция: что происходит на топливном рынке Грузии?

© photo: Sputnik / StringerКомендантский час в столице Грузии - бензоколонка Сокар
Комендантский час в столице Грузии - бензоколонка Сокар - Sputnik Грузия, 1920, 19.05.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
В начале месяца глава грузинского правительства поручил экономическому совету разобраться с причиной высоких цен на топливо
ТБИЛИСИ, 19 мая — Sputnik. Агентство конкуренции проверило состояние рынка импортируемого топлива и выяснило причину высоких цен на бензин в Грузии.
В начале мая премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили поручил экономическому совету разобраться с причиной высоких цен на топливо.
Согласно данным Агентства, в период с января по апрель в Грузию было импортировано 385 678 тысяч литров бензина и дизеля 22 компаниями, при этом доля трех самых крупных компаний в импорте топлива составила 69%.

Откуда в Грузию идет топливо

Треть всего топлива в Грузию в январе-апреле 2022 года было импортировано из Румынии, 24,1% – из Болгарии. Россия оказалась лишь на третьем месте. Всего из этой страны было завезено 17,8% от общего объема бензина и дизеля.
Общая картина доли стран-импортеров топлива в Грузию выглядят следующим образом:
Румыния – 31, 2%
Болгария – 24,1%
Россия – 17,8%
Азербайджан – 14,7%
Туркмения – 12%
Остальные страны – 0,2%.
При этом 64,1% всего импортированного топлива бензин, из которого 38,4% – марка "регуляр", а 35,9% импортированного топлива составляет дизель.

Как формируется цена

В целом цена на топливо на бензоколонках формируется по сумме сразу нескольких факторов – таможенная цена, акциз, НДС, операционные затраты и наценка.

Агентство конкуренции проверило формирование цены на топливо, импортируемого из России, Болгарии и Румынии, в трех крупнейших компаниях и выяснило, что в розничной цене наценка на топливо из России, себестоимость которого самая низкая по сравнению с себестоимостью топлива из Румынии и Болгарии, в апреле составила 0,65 лари за литр.

Что касается наценки на топливо из Румынии, то она составила 0,16 лари за литр, а наценка на топливо из Болгарии – 0,2 лари за литр.
По данным Агентства, таким образом при разной себестоимости импортируемое из всех трех стран топливо продается по идентичной цене.

Что ждать от цен?

Агентство конкуренции отмечает, что в мае на международных рынках фиксируется тенденция роста цен на нефть и топливо, и практически цены приблизились к пику, зафиксированному в марте.
Однако национальная валюта укрепляется, что, по прогнозу Агентства, может сбалансировать растущие цены.
Лента новостей
0