День памяти Георгия Данелия: мудрые мысли маэстро о жизни, Грузии, кино и любви
© photo: Sputnik / Galina Kmit / Перейти в фотобанкКинорежиссер Георгий Данелия, обладатель Почетного приза Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" за вклад в кинематограф.
© photo: Sputnik / Galina Kmit
/ Подписаться
Сегодня, 4 апреля, ровно четыре года, как в мире не стало великого кинорежиссера Георгия Данелия
Из множества его картин добрая половина разлетелась на цитаты. Их с удовольствиями смотрят все. И не просто смотрят, а пересматривают, смакуя и каждый раз отыскивая в них что-то новое.
Если задаться вопросом, кем был Георгий Данелия для современного кинематографа, то можно скоро найти ответ – он был философом. Философом нашей жизни и времени. И сегодня, в день памяти Данелия, Sputnik Грузия предлагает вспомнить самые глубокие и проникновенные мысли мастера о кино, женщинах, жизни и Грузии.
Режиссер Георгий Данелия
© photo: Sputnik / Ilya Pitalev
/ О спорте
Особенно я люблю теннис. Женский. Они такие хорошенькие, длинноногие, курносенькие, с задором, злые, как черти. Матерятся… Я на строительстве раньше работал прорабом с солдатами. Солдаты так не матерились.
О кино
Когда превозносят мое творчество — не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!
Создатели фильма "Мимино"
© photo: Sputnik / Galina Kmit
/ Все эти герои, мягко говоря, со странностями, как и все мы — и Афоня, и Мимино, и Бенжамен из "Не горюй!". Но я всегда — адвокат каждого из них, у меня в фильмах они почему-то выходят очень симпатичными и, заметьте, никогда не переступают черту, после которой человек становится противен. Наверное, потому, что я их люблю. Зрители их начинают любить.
— Что вы хотели сказать этим фильмом? — Ничего не хотели. Это просто лекарство против стресса.
О женщинах
Чего хочет женщина? Ответ на этот вопрос занял бы несколько томов. Но вообще женщина хочет все, что есть на свете хорошего. А для каждой женщины понятие хорошее – свое.
Режиссер Георгий Данелия с супругой Галиной
© photo: Sputnik / Ilya Pitalev
/ Например, как мне кажется, женщина-политик стремится стать спикером Думы, женщина-актриса, возможно, мечтает сыграть Анну Каренину, а женщина-дворник в спальном районе хочет, чтобы ее перевели работать пусть тоже дворником, но при отеле "Метрополь".
А какого-то однозначного ответа у меня на этот вопрос нет, спросите кого-нибудь поумнее.
О людях
Я давно заметил, что когда люди работают, то национальных проблем не возникает.
Меня иногда спрашивают: "Неужели в жизни вы не встречали сволочей? Почему о них не пишете в своих книгах?" Встречал сволочей и предателей. И немало. Но все они крепко-накрепко заперты в мусорном ящике моей памяти. И вход им в мои воспоминания строго запрещен.
О личной жизни
Я любил, и меня любили. Я уходил, и от меня уходили. Это все, что я могу сказать о своей личной жизни.
Георгий Данелия
© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov
/ О Грузии
Красивая страна Италия. Прав был Резо Табукашвили, когда говорил, что она ненамного хуже Грузии.
Кинорежиссер Георгий Николаевич Данелия
© photo: Sputnik / Galina Kmit
/ Наверное, чтобы снять грузинское кино, надо много времени проводить вне Грузии. Это, так сказать, усиливает любовь и выбрасывает все лишнее.
О старости
В старости все видится, как в бинокль, - чем дальше, тем лучше.
Как надоело стареть! Когда Бог меня заберет? Умирать надо вовремя…
Об изменах
Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло больше!
Кинорежиссер Георгий Данелия
© photo: Sputnik / Ratushenko
/ О первой любви
Моя первая любовь каждый день ходила через наш двор в булочную за хлебом. Она была…Даже описать не могу. Она была, как мечта. Я долго собирался и, наконец, отважился познакомиться. Как это делается, я видел в кино.
– Девушка, который час? – крикнул я ей вслед.
– Дурак, - сказала она, не оглядываясь.
Мне было шесть лет, а ей – девять.
– Дурак, - сказала она, не оглядываясь.
Мне было шесть лет, а ей – девять.
О жизни
Набоков писал, что жизнь – только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. А мне кажется, жизнь – полустанок: ехал в поезде, сошел на полустанке, потом поедешь дальше. Только пока ты в полустанке, ты не помнишь предыдущего пути и не знаешь, что будет потом.
© photo: Sputnik / I. Gnevashev / Перейти в фотобанкВахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия и Фрунзик Мкртчян
Вахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия и Фрунзик Мкртчян
© photo: Sputnik / I. Gnevashev
/ Вышли в море. Капитан раздал нам удочки, и мы наловили небольших рыбок. Жена капитана тут же с какими-то ароматными специями пожарила их. Было очень вкусно. А потом я решил поплавать. Вода была такая прозрачная, что казалось, дно совсем рядом. Были видны пестрые красивые рыбки. Отплыл от яхты метров сто. Лег на спину. Вдали какой-то остров с уютными горами, приветливое небо, прозрачная гладкая вода. Тишина. Помню, тогда подумал: "Вот сейчас я, наверное, счастлив".
Жизнь – не сценарий, ее не перепишешь. А жаль.